Банк ВТБ, входящий в консорциум ООО «Воздушные ворота северной столицы», выиграл тендер на право реконструкции и эксплуатации санкт-петербургского аэропорта Пулково. «Несмотря на мировой экономический кризис, конкурс состоялся», — подвела итоги заседания конкурсной комиссии в четверг губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Кроме ВТБ в консорциуме состоят германская компания Fraport Group — оператор аэропорта Франкфурта-на-Майне и греческий инвестфонд Horizon Air Investments. ВТБ получит контрольный пакет, остальное поделят Fraport и греческая инвесткомпания Horizon Air Investments, входящая в группу Copelouzos, сказал глава госбанка Андрей Костин. Основу греческой группы Copelouzos составляет газовая компания Prometheus Gas S.A., 50% которой принадлежат «Газпрому», остальное — главе Copelouzos Димитрису Копелузосу. Семья Копелузоса владеет 4,99% нового афинского аэропорта, а Horizon Air Investments создана для покупки и развития аэропортовых активов в Греции и Юго-Восточной Европе.
Конкурсная комиссия рассматривала три заявки, оценивая их по 100-балльной шкале в зависимости от финансовой, технической и юридической составляющих. Победитель набрал 78 баллов. Соперниками консорциума были ОАО «Петропорт-концессия» (Vienna International Airport, УК «Лидер» и Газпромбанк) и «Невский аэропорт» (Changi Airports и «Базовый элемент»). Однако ООО «Воздушные ворота северной столицы» предложило более привлекательные условия.
«Победа консорциума объективна и основана на более агрессивном финансовом предложении. Наше конкурсное предложение было более сбалансировано и финансово обосновано в современных условиях», — считает руководитель дирекции инвестиционных проектов и программ УК «Лидер» Сергей Кербер.
Так, консорциум будет отчислять в пользу городского бюджета 11,5% с оборота, без учета налогов. По подсчетам питерского губернатора, это составит более 1 млрд рублей в год.
«Таким образом, мы получаем крупного и надежного налогоплательщика»,
— радуется Матвиенко. На инвестиции победители направят порядка 1,3 млрд евро. По словам Костина, реконструкция будет осуществлять в том числе и за счет заемных средств.
Окончательное соглашение между городом и консорциумом-победителем будет подписано 2 ноября текущего года. Сразу после этого ООО «Воздушные ворота северной столицы» приступит к управлению аэропортом и реконструкции его зданий. Реконструкция аэропорта будет выполняться по проекту английского архитектурного бюро Grimshaw, признанного лучшим в конце 2007 года.
Завершить реконструкцию планируется к 2013 году. К этому времени должен быть готов новый терминал с пропускной способностью 17,5 млн пассажиров в год с возможностью увеличения мощности до 22 млн пассажиров.
Матвиенко подчеркнула, что в результате реконструкции Санкт-Петербург получит не просто городской аэропорт, а современный хаб — пересадочный и перегрузочный узел, важный для всей страны, который позволит значительно активизировать социально-экономическое развитие город. Консорциум получит право эксплуатировать аэропорт на протяжении 30 лет с правом пролонгации.
Для ВТБ это абсолютно коммерческий проект, говорит зампред правления ВТБ Василий Титов. «Это длительный инвестпроект, и мы понимаем, что время сейчас сложное. Однако даже в кризис необходимо развиваться. С Санкт-Петербургом есть все возможности наращивать пассажиропоток, а новый хаб будет востребован», — отмечает Титов.
ВТБ уже проявлял интерес к инфраструктурным проектам. Доля участия ВТБ в новом терминале Шереметьево-3 составила 25%. Несколько лет назад компания Fraport также проявляла интерес к московскому Шереметьево.
Эксперты склонны считать, что ВТБ участвует в сделке, потому что аэропорт Пулково — весьма привлекательный объект в одном из крупнейших городов России.
«Этот проект также можно рассматривать с «социальной» и имиджевой точки зрения (ВТБ — госкомпания, а Пулково — «правильное» вложение)»,
— подчеркивает начальник аналитического отдела департамента финансовых рынков ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.
Банк входит в весьма капиталоемкий проект, соглашается глава аналитической службы авиапорта Олег Пантелеев. «В 2006–2007 годах было очевидно, что пропускная способность Пулково не соответствует потребностям в авиаперевозках города и амбициям местной администрации, — рассказывает он. — Срок окупаемости таких проектов — в среднем 20 лет. Это требует много денег, но аэропортовый бизнес рентабельный и стабильный. При этом это надежный бизнес с умеренными рисками, что делает его привлекательным. Если команде удастся развить бизнес, то он еще и получит неплохую маржу».