В течение 10 дней законопроект «Об основах госрегулирования торговой деятельности в России» должен быть доработан и направлен в Госдуму. Такое решение было принято по итогам совещания в правительстве в понедельник с участием премьера Владимира Путина, первого вице-премьера Игоря Шувалова, представителей министерств и ведомств «экономического блока», а также предпринимательских объединений и торговых сетей. Кабинет рассчитывает на принятие данного законопроекта Госдумой в период осенней сессии.
Законопроект предполагает «антимонопольный контроль за занимающими доминирующее положение» магазинами и сетями. Он призван ограничить их права в области установления оптовых цен, торговых надбавок, также документ устанавливает сроки поставок товаров и указывает ответственность за несоблюдение обязательств.
Субъект может быть признан «доминирующим», если его доля составляет выше 35% или если он «имеет возможность на рынке в одностороннем порядке определять уровень цены», при условии, что «доступ на рынок конкурентов затруднен», а «реализуемый товар не может быть заменен другим при потреблении».
«Антимонопольное законодательство должно гарантировать небольшим торговым точкам защиту от экспансии торговых сетей», — заявил Путин.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также предложила изменить систему штрафования торговых сетей за злоупотребление таким «доминирующим» положением. Предлагается уйти от оборотных штрафов и установить максимальный фиксированный штраф до 1 млн руб. «Сегодня было решено, и это было наше предложение, начинать не с оборотных штрафов от 1% до 15%, а сделать максимальный фиксированный штраф», — сказал глава ФАС Игорь Артемьев по итогам совещания.
Закон о торговле призван помочь сельхозпроизводителям, в договоры с которыми сети постоянно вносят свои поправки и добавления. Предусматривается введение некого «типового проекта» договора на поставку сельхозпродукции.
Юристы, однако, спорят с законностью такого подхода. Как утверждает профессор кафедры коммерческого права МГУ им. М. В. Ломоносова, научный эксперт юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Игорь Цветков, «договор тем и хорош, что он динамичен и способен обеспечить баланс интересов сторон в каждом конкретном случае».
В документе также четко оговариваются сроки оплаты поставок.
Сетям предписывается оплачивать сельхозтовары в срок до 30 дней, а социально значимые — в срок до 14 дней. «Это меньше, чем мы надеялись»,
— доволен председатель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Но, по мнению Цветкова, даже от таких ограничений на практике уйти будет несложно, стоит лишь только заключать сделки по договорам комиссии.
Возможные торговые надбавки тоже будут ограничены. По словам Путина,
«трудно себе представить, чтобы в стране с развитой социальной и экономической системой была торговая наценка на товары в 70 с лишним процентов».
Также, по словам Путина, рассматриваемый законопроект должен установить понятные и прозрачные правила распределения мест для нестационарных торговых объектов, таких как палатки и павильоны. «Конкретные места должны распределяться по понятным и прозрачным правилам, на основе конкурсов и аукционов», — сказал Путин.
Но предлагаемых мер очень мало, объясняет председатель комитета по поддержке и развитию малого бизнеса при Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга Алексей Третьяков. «Надо не только развивать мелкую розницу, но и наказывать чиновников, уничтожающих ее», — считает он. По данным Третьякова,
за последние три года только в Питере было уничтожено около 40 тысяч малых торговых точек.
По мнению участников рынка, обсуждаемая версия закона очень мягка по отношению к сетям. Законопроект о торговле обсуждается уже несколько лет, и основным камнем преткновения является регулирование деятельности сетей.
Закон претерпел ряд изменений за время обсуждения. Так, например, ранее он должен был включать аналогичные европейским нормы ограничения сетей по времени работы, по слиянию, по товарам. «Все эти меры предлагала ФАС. Практически они никуда не вошли», — говорит председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. В итоговой версии закона правительство должно и попытаться учесть требования ФАС, и постараться не задушить сети.
«Законопроект обходит стороной перечень недобросовестных торговых практик, то есть тех приемов, которые признаны недопустимыми в большинстве развитых рынков», — добавляет старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктор Думлер. По его словам, необходимо четко закрепить принцип недопустимости перекладывания затрат по реализации товара на производителей.
Проект закона не один. Авторы альтернативной его версии, которая вышла из рук депутатской группы, в большей мере учитывали мнения Минсельхоза и ФАС. Этот вариант предусматривает введение максимальных розничных наценок, снижении порога доминирования для торговых сетей, урезание многочисленных сетевых бонусов за вход и продвижение товаров в сети.