Шведский розничный концерн IKEA временно приостановил инвестиции в российские проекты, столкнувшись с «непредсказуемым характером административных процедур в ряде регионов России», — заявил генеральный директор IKEA в России и СНГ Пер Кауфман. «До тех пор, пока не решены ключевые вопросы, от которых зависит возможность работы IKEA в России, дальнейшие инвестиции будут временно приостановлены», — объявил он.
Одной из главных причин для замораживания дальнейших инвестиций в российский бизнес стала задержка запуска торгового центра в Самаре из-за проблем с разрешительной документацией.
Строительство торгового центра площадью 130 тыс. кв. м началось в августе 2006 года. Анонсировалось несколько дат открытия ТРЦ — сначала ноябрь 2007 года, потом август 2008, февраль 2009 года. В итоге открытие откладывалось восемь раз. Из-за промедления с запуском расходы ритейлера на проект вдвое превысили планируемые — до 8 млрд рублей. С 9 июля компания уволит 200 работников в Самаре.
Ранее основатель IKEA Ингвар Кампрад в эфире шведского радио заявил, что российские энергетики, выписывая завышенные счета одиннадцати магазинам IKEA в России, нанесли компании ущерб в размере около 135 млн евро, которые компания намерена оспорить в суде. По словам основателя сети, поставки электроэнергии и газа можно было бы «облегчить», давая взятки, но на это руководство IKEA идти не готово. «Я не знаю, было ли это разумно, но мы выбрали такой путь», — признался Камрад.
Шведский концерн — один из крупнейших иностранных инвесторов в Россию. Всего IKEA вложила в российские проекты около $4 млрд с конца 1990-х годов, и ее уход может быть крайне болезненным. «Российских компаний в этом сегменте работает не так много. Иностранные операторы с большим опытом работы и хорошим уровнем организации бизнеса и логистики привносят технологии и опыт и улучшают конкурентную среду», — отмечает эксперт «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская.
Кроме того, эксперты опасаются, что административные преграды усугубят ситуацию и ухудшат и так непривлекательный в кризис инвестиционный климат. «Сейчас объем иностранных инвестиций и так падает, и это отчасти связано с кризисом. Безусловно, бюрократические процедуры — дополнительный негативный фактор», — говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Уже в первом квартале текущего года прямые иностранные инвестиции в Россию уменьшились на 43%, баланс погашенных и пришедших инвестиций стал отрицательным.
Между тем борьба за снятие необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности значится одним из главных пунктов антикризисной программы правительства, подписанной на прошлой неделе премьером Владимиром Путиным. Правда, реализации этих мер на практике инвесторы пока не почувствовали. «В России довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, есть возможность рискованных инвестиций: капитализация компаний упала, их можно купить очень дешево», — отмечает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но вкладывать деньги в нашу страну инвесторы не торопятся,
все старые проблемы докризисной России сохраняются: это слабость гарантий прав собственника, проблема коррупции, независимости суда.
Впрочем, IKEA не теряет надежды. По словам Кауфмана, шведский концерн все же намерен завершить проекты, финансирование по которым уже открыто, — в Самаре, Омске, Уфе и Московской области и продолжить переговоры, которые проходят в Саратове, Воронеже и Тюмени.