Соответствующую поправку в ст. 323 Таможенного кодекса Госдума рассмотрит на пленарном заседании сегодня. Вот что предлагают депутаты: если таможеннику на основании «прямых или по совокупности косвенных доказательств» покажется, что компания-импортер указала недостоверную стоимость ввозимого товара, то таможенник предложит ей скорректировать цену товара. Естественно, в сторону увеличения. «Прямыми доказательствами» занижения цены обычно считается официальный прайс-лист, полученный от западной компании, у которой российский импортер приобрел товар для ввоза в Россию. Что такое «косвенные доказательства», остается вопросом.
Это не единственный сюрприз, приготовленный нашим импортерам. В мае Госдума приняла (пока только в двух чтениях) поправки в Таможенный кодекс, ужесточающие ответственность участников внешнеэкономической деятельности за недостоверное, по мнению таможни, декларирование импорта. Например, в поправках предлагается ввести механизм приостановления на месяц операций по счетам плательщика таможенных пошлин и налогов.
Но и это не все. Если поправки будут приняты, таможенные органы получат право налагать арест на имущество должника (это в равной мере касается и юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Правда, у таможенного органа должны быть достаточные основания предполагать, что плательщик «примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество». Как и в налоговом законодательстве, арест имущества будет допускаться с санкции прокурора.
<1>Один из авторов законопроекта, Александр Коган, не скрывает, что нововведения задуманы для того, чтобы таможня смогла активнее доначислять таможенные платежи и тем самым весомее пополнять бюджет.
Поступления в федеральный бюджет доходов, администрируемых ФТС России, сократились на 36,5%,
подсчитали эксперты юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» (PG&P). Расчеты производились на основании официальных данных Минэкономразвития. Объем экспорта товаров в январе — апреле 2009 года составил $79,6 млрд, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 47,1%. Объем импорта понизился до $52,3 млрд, что составляет 61,1% к соответствующему периоду 2008 года.
«Поправки в Таможенный кодекс должны были вступить в силу еще с 1 января этого года, но из-за согласований с различными ведомствами поправки заработают, скорее всего, с 1 октября», — обещает депутат Коган. Но если декларант посчитает, что указал достоверные сведения о стоимости товара, и откажется повышать его стоимость, тогда таможенный орган будет вправе без согласия декларанта принять решение о повышении цены товара по своему усмотрению, раскрывает суть думской инициативы руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию PG&P генерал-майор таможенной службы в отставке Галина Баландина.
<2>Она не исключает, что таможенного инспектора обяжут взыскивать с импортера таможенные платежи не ниже определенного уровня. При этом
взыскание дополнительных платежей может коснуться и того товара, который без проблем прошел таможню и даже был продан на российском рынке, предположим, год назад.
«Да, надо признать, что усиление полномочий таможенных органов — это хороший способ пополнить бюджет», — иронизирует руководитель корпоративной практики компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-право» Александр Ермоленко.
Но дополнительная возможность влиять на бизнес не будет стимулировать таможню к хорошей работе, а только приведет к росту злоупотреблений,
убежден эксперт. «У компании в любом случае остается возможность подать на таможню в суд, если корректировка цены товара окажется «несправедливой», а таможенные пошлины, соответственно, завышенными», — возражает Коган. Он считает, что рассматриваемые Думой поправки защищают отечественного производителя, создают для него равные конкурентные условия. «О какой конкуренции на российском рынке может идти речь, если одна компания купила по дешевке в Китае, например, партию обуви, задекларировала ее на границе по заниженной цене и поэтому может себе позволить снизить розничную цену?» — возмущается депутат.
Эксперты возмущены совсем другим. «Очень хотелось бы понять: по злому умыслу или в силу низкой правовой культуры некоторые депутаты хотят ввести в таможенное законодательство нормы, явно увеличивающие его коррупционную емкость», — говорит глава московской коллегии адвокатов «Бинецкий и партнеры» Алексей Бинецкий.