Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев представил акционерам компании уточненный план вывода компании из кризиса. Компанию ожидает масштабная реструктуризация, начнут с сокращения численности персонала.
«Сегодня на генеральном директоре компании «Аэрофлот» замыкается 23 руководителя — это чрезмерно. И новая структура позволит сократить персонал фактически вдвое», — заявил глава компании.
Правда, уволенных топ-менеджеров не выбросят на улицу. «Они продолжат трудиться в компании», — сказал Савельев. Но очевидно, что топы потеряют в окладах и должностях.
Сокращения коснутся и рядовых сотрудников. «И, безусловно, мы готовимся к сокращению персонала, как и любая компания в условиях кризиса. Но мы постараемся это сделать деликатно», — сказал руководитель. Чтобы выйти на западный уровень численности работников, а именно эта задача входит в антикризисный план, авиакомпании придется сократить более чем половину своих работников — с 15 до 6 тысяч.
«У «Аэрофлота» порядка 30% избыточной численности», — цитирует Reuters слова члена совета директоров Сергея Алексашенко. Под сокращение могут попасть пилоты лайнеров советского производства. «Те, кто умеет летать на советских (самолетах), должны либо переучиться, либо, извините, уйти», — сказал Алексашенко.
Помимо лишних людей «Аэрофлот» планирует также избавляться от убыточных «дочек». На пороге банкротства стоят как минимум три дочерних предприятия авиакомпании — «Аэрофлот-Карго», «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-Норд». По поводу двух последних Савельев не исключил, что если они не представят план своего оздоровления, то вопрос об их банкротстве может встать на совете директоров уже 15 июля.
Что произойдет с банкротами, непонятно. «Когда будет новая структура, тогда и станет известно», — отрезала пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг и положила трубку. Новую структуру компании совет директоров обсудит в июле.
Эксперты считают, что шансов на оздоровление «дочек» мало. «Сейчас грузоперевозки упали на 35% за 4–5 месяцев», — сказал аналитик CIJ Андрей Рожков. Так что дочерние предприятия с большой вероятностью будут обанкрочены и перестанут существовать как отдельные юридические лица. «Но сам воздушный флот останется в рамках компании», — полагает эксперт. «Скорее всего, самолеты того же «Аэрофлот-Дона» выведут из эксплуатации: продадут или пустят на металлолом», — спорит аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов.
Хотя «Аэрофлот» и получает прибыль по итогам года, руководство компании считает свое предприятие убыточным. Дело в том, что часть расходов авиаперевозчик покрывает не за счет доходов от собственной деятельности, а за счет «пролетных денег» — роялти.
«$300 млн падают нам сверху, из них мы примерно половину отдаем Росаэронавигации. Если вы развернете баланс в противоположную сторону, то компания «Аэрофлот» уже шесть лет — убыточная компания», — передает «Интерфакс» объяснения Савельева.
В феврале 2009 года руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пообещал, что ФАС подготовит постановление правительства, предусматривающее отмену права перевозчика на получение роялти.
«Договоры по роялти закончатся в ближайшие пару лет и возобновлены не будут», — объясняет Юминов. Теперь компания будет учиться жить без роялти. В отчетности 2010 года этот вид дохода будет выведен отдельной строкой.
Спрос на авиаперелеты за последний год снизился у «Аэрофлота» на 15%, подсчитал Юминов. «Цены на нефть пока продолжают расти, и в связи с этим в первом квартале 2010 года ожидается увеличение расходов на авиатопливо, а спрос упадет еще больше», — предрекает аналитик. По его прогнозам, спрос на авиаперевозки восстановится не раньше чем через два года.
В целом аналитики находят действия менеджмента компании по сокращению издержек оправданными. «Сокращение персонала — эффективная стратегия. Ее результаты мы увидим по итогам следующего года», — сказал Рожков. «Верное решение закрыть «дочки» — там старый авиапарк», — уточняет Юминов.
У директора компании есть удачный опыт по сокращению издержек. По словам Савельева, в этом году уже удалось сократить $160 млн расходов.