Швейцарская Glencore рассматривает возможность размещения акций на открытом рынке, пишет Financial Times. Крупнейшая частная компания уже провела предварительные переговоры с банками об IPO. Сроки первичного размещения пока не определены, но даже сам факт переговоров говорит о значительном изменении политики компании. Как и все крупнейшие трейдеры, Glencore — компания непубличная. Но, по данным источников FT, новые хозяева, купившие компанию в 1993 году у основателя Марка Рича, видят в ее нынешней структуре препятствие для дальнейшего развития.
Непрозрачность компании, в сочетании со слухами о проблемах с ликвидностью в течение трех месяцев с сентября 2008 года, привела к шестнадцатикратному росту стоимости обслуживания страховки от дефолта.
«IPO обычно проводится в двух случаях: когда акционеры хотят выйти в кэш, получив реальный доход, либо ищут средства, чтобы направить их на развитие компании. В случае с Glencore скорее всего имеют места оба варианта», — считает аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. Из-за падения цен на все сырьевые товары во время кризиса положение компании стало сложным — долг Glencore в конце прошлого года приблизился к $20 млрд. Листинг акций Glencore потенциально может открыть компании новые источники капитала.
По оценке аналитиков, размещение обещает быть успешным. «Исходя из экспертных оценок выручки и прибыли компании (в 2008 году $142–152 млрд и $4,4 млрд соответственно) и учитывая, что в этом году падение выручки в среднем составит от 30% до 60%, общую капитализацию Glencore можно оценить в $50–80 млрд», — подсчитывает Буньков.
Однако при размещении инвестиционные банки как правило завышают стоимость бумаг, так что
при выходе на IPO «цена» Glencore может дойти до $100 млрд,
— считает аналитик.
«У компании диверсифицированный бизнес: она не только трейдер, но и владелец активов промышленных компаний. В частности, ей принадлежат 35% акций медно-никелевой Xstrata, 10,3% российского «Русала», а также доли в добывающих «дочках» «Русснефти», — напоминает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. Компания является одним из основных игроков мирового зернового и сахарного рынков. Также Glencore торгует углем, никелем, ферросплавами, цинком, нефтью.
В условиях кризиса и быстрой смены конъюнктуры такая диверсификация особенно актуальна: в случае падения спроса на одну продукцию можно делать ставку на другую,
говорит Парфенов. Поэтому, по мнению аналитика, купить акции Glencore могут самые разные инвесторы – начиная от сырьевых компаний и заканчивая хеджевыми фондами. Заинтересоваться бумагами могут российские партнеры трейдера — как нефтяники, так, потенциально, и тот же «Русал», в случае разрешения его финансовых проблем, предполагает Буньков.
По его мнению, трейдер выставит от 20% до 25% акций, однако в любом случае – меньше контрольного пакета: такая достаточно закрытая компания, как Glencore, вряд ли допустит хоть малейшую угрозу потери контроля. Впрочем Парфенов считает, что владельцы компании — ее менеджеры — могут позволить себе разместить и до 60% бумаг.
В любом случае размещение компании, если оно состоится, может стать одним из крупнейших в этом году и будет сопоставимо с IPO таких гигантов как BHP Billiton, Rio Tinto и бразильской CVRD.