Россия и Белоруссия завершили переговоры по молочной проблеме и достигли договоренности, устраивающей обе стороны, заявила министр сельского хозяйства России Елена Скрынник. По ее словам, в результате совместной работы стороны «договорились «обнулить» ввоз сухого молока из Белоруссии во втором и третьем кварталах». Таким образом, в период так называемого «большого молока» российские производители для изготовления сухого молока будут приобретать молочную продукцию у российских же производителей, пояснила министр.
«Дело в том, что ранее сложилась негативная ситуация на рынке: лето — это период, когда мы традиционно обеспечиваем себя продукцией с избытком. При этом мы были вынуждены использовать только 50% мощностей по производству сухого молока — больше было просто невозможно, так как Белоруссия, желая избавиться от своего избытка продукции, демпинговала наших производителей», — объясняет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. «Белорусы действительно перебирают: в прошлом году вместо 2 млн т (в пересчете на молоко) они поставили 2,8 млн т, что шло вразрез с достигнутыми договоренностями», — сетует ведущий эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова.
Теперь же мы сможем увеличить мощности по сухому молоку, радуется Даниленко. «Правда, говорить, насколько соглашения с белорусскими коллегами прочные, сложно, тем более что они неоднократно нарушались.
Не исключено, что избыток сухого молока, которое произведут в Белоруссии во втором и третьем квартале, будет выброшен на наш рынок в четвертом по демпинговым ценам»,
— предупреждает Рыбалова.
По словам Скрынник, Россия пойдет на уступки в области молочных продуктов и увеличит объем импорта белорусского творога, сыра и масла. «Компромисс по молочным продуктам был ожидаем — об этом еще неделю назад заявил премьер-министр Владимир Путин. Соглашение было не подписано раньше из-за эмоциональной позиции белорусской стороны», — отмечает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Напомним, что еще 6 июня Роспотребнадзор наложил запрет на ввоз 600 наименований молочной продукции из Белоруссии, а 9-го числа расширил этот список вдвое. Официальная причина конфликта — «несоблюдение белорусскими производителями нового российского технического регламента». Но наблюдатели посчитали, что таким образом Россия ответила на резкие высказывания президента Белоруссии в адрес российских чиновников в прессе. Не понравилось России и нежелание белорусов признавать Южную Осетию и Абхазию, а также попытки соседа диверсифицировать внешнюю политику, идя на договоренности с Западом.
Поэтому, по мнению экспертов, окончание молочного конфликта все равно не разрешит его политической подоплеки. «Прекращение молочной войны вовсе не означает улучшения российско-белорусских отношений.
Вполне возможно, что нам грозит череда экономических войн»,
— считает Макаркин. Конфликт уже получил свое продолжение. Комитет государственного контроля Белоруссии выступил за учреждение в стране специального импортера пива, заявив, что около 20% ввозимого в республику российского пива поступает по теневым схемам.
А со среды Белоруссия заявила о введении усиленного режима контроля за перемещением грузов на основных белорусско-российских магистралях. «Этот шаг Белоруссии явно направлен против идеи создания Таможенного союза, которая лоббируется Россией как альтернатива самостоятельного вступления в ВТО», — думает Макаркин.
По-прежнему актуальна и тема энергоресурсов: с одной стороны, Белоруссия выступает транзитером российских углеводородов и может разыграть эту карту, с другой — Россия поставляет белорусам газ по более низким по сравнению с Украиной ценам. Такая ситуация вполне может привести к развитию конфликта по украинскому сценарию, считает эксперт.