К молочной проблеме в отношениях России и Белоруссии грозит добавиться газовая. За то, что Александр Лукашенко не прилетел на саммит ОДКБ, Россия может выставить счет за газ. По устной договоренности, Белоруссия в первом квартале платила за него меньше, чем записано в контракте, и теперь это может выйти ей боком.
Россия может предъявить Белоруссии газовые претензии. «Теоретически может возникнуть ситуация регрессивного иска со стороны «Газпрома» к «Белтрансгазу» в связи с неполной оплатой за газ в первом квартале», — сообщил в понедельник «Интерфаксу» советник по экономическим вопросам России в Белоруссии Андрей Кузнецов.
В первом квартале 2009 года Белоруссия должна была закупать российский газ по цене в $210 за 1 тыс. кубометров, в то время как фактически закупки осуществлялись по среднегодовой цене в $150.
Соглашение об этом было достигнуто на межправительственном уровне, и в мае это подтвердил Владимир Путин. «Однако юридически эти договоренности никак оформлены не были», — подчеркнул Кузнецов.
«Газпром» не раскрывает, сколько газа было поставлено в Белоруссию в первом квартале, однако, по данным Белстата, Беларусь импортировала 3,454 млрд кубометров. Исходя из этих данных и разницы в ценах, сумма потенциального иска может составить $207 млн.
«Белоруссия может апеллировать к тому, что «Газпром» принимал плату и не протестовал, — говорит эксперт юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Бортников. — В то же время,
если белорусская сторона не предоставит хоть каких-то документов, подтверждающих соглашения о среднегодовой цене (например, каких-либо писем), у «Газпрома» куда больше шансов выиграть судебное разбирательство».
Впрочем, окончательно в этом разобраться сможет только суд.
Несмотря на то что, по словам Кузнецова, «здесь нет никакой политики», эксперты уверены, что разговоры об иске — ответный ход России, поскольку Лукашенко не прилетел в Москву на саммит Организации договора о коллективной безопасности. «Мало того, белорусский президент фактически поставил под сомнение легитимность решения о формировании Коллективных сил оперативного реагирования. Это еще наносит серьезный удар по престижу ОДКБ», — говорит заместитель гендиректора Центра политических технологийАлексей Макаркин.
Таким образом, проблемы в отношениях двух стран растут как снежный ком. Лукашенко не прилетел в Москву на волне российского запрета на ввоз белорусской молочной продукции. А молочная война, в свою очередь, стала реакцией России на то, что Белоруссия так и не признала независимость Южной Осетии и Абхазии, чего давно добивается Россия. «Для России это принципиальный момент, так как кроме нас новые республики признала только Никарагуа», — напоминает Макаркин. «Лукашенко же идти на это не хочет, так как
в случае признания Южной Осетии и Абхазии Белоруссия не только моментально лишится западных кредитных линий, но и попадет в почти полную зависимость от России»,
— говорит Дмитрий Орешкин из Института географии РАН. Согнуть Лукашенко все равно не удастся, убежден политолог: белорусский лидер пойдет на резкое ухудшение условий жизни в своей стране, но властью и влиянием не поступится. При этом на фоне российского давления усиливается влияние Запада в Белоруссии. «Можно долго говорить о том, кто виноват, однако факты вещь упрямая — за последние годы мы добились резкого ухудшения отношений со своими ближайшими соседями Украиной и Белоруссией, а с Грузией вообще довели дело до вооруженного конфликта», — подытоживает эксперт. Закончиться это все может традиционным конфликтом. Как сообщил «Газете.Ru» один из экспертов, по информации рынка, следует ожидать очередной газовой войны с Белоруссией. «Скорее всего, Лукашенко опять перекроет транзит», — предупреждает эксперт.