«Мы будем делать все возможное, чтобы, если гражданин не принимал решения о переводе средств в негосударственный фонд, этого не произошло», — пообещал глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. Он уточнил, что россиянам, пострадавшим от действий мошенников, будет предоставлена возможность вернуться на обслуживание в ПФР с начала 2010 года.
Поводом для заявления главы ПФР стала жалоба 26 жителей Тверской области о мошеннических действиях. Жители получили уведомления от регионального отделения ПФР о том, что их пенсионные накопления якобы в соответствии с их пожеланиями были переведены из государственной управляющей компании в один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
«Ситуация неприятная, она подрывает доверие к НПФ, и мне кажется, что сами фонды должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы защитить свою репутацию», — заявил Дроздов.
Сейчас в России действуют 235 НПФ, в обязательном пенсионном страховании участвуют 117. Наличие проблемы мошенничества участники рынка признают. По данным Национальной ассоциации пенсионных фондов, подобная мошенническая схема действовала и в других регионах. В 2006–2008 годах по жалобам будущих пенсионеров было заведено 10 уголовных дел. Фигурантами этих дел всюду выступали так называемые трансфер-агенты — организации, которые имеют право от лица гражданина подавать заявки на перевод его накоплений в НПФ.
Особенно эти случаи участились с началом кризиса.
«За год по России было заключено порядка 150 тысяч липовых заявлений о переходе граждан из одного НПФ в другой»,
— говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников.
По словам руководителя НПФ Сберегательного банка Галины Морозовой, участники рынка намерены принять в июне меморандум о добросовестной работе с клиентами. НПФ, подписавшие этот меморандум, будут обязаны исключать из своей работы случаи, подобные тем, что произошли в Тверской области.
Кроме того, по мнению Морозовой, необходимо законодательно закрепить норму о том, чтобы гражданин мог выбрать НПФ только раз в году. При этом переход в другой НПФ должен проходить в два этапа: сначала клиент должен лично, а не через агента заявить об этом в ПФР, а потом уже выбрать новый НПФ. «Тогда у агентов, заключающих договора, будет меньше возможностей перепродать заявление одного и того же Иванова пять раз разным негосударственным пенсионным фондам», — говорит Морозова.
Впрочем, все эти меры лишь частично решают проблему сохранности пенсионных накоплений, считают в РСПП. Необходимо создать государственную систему страхования денег будущих пенсионеров.
В концепции законопроекта, подготовленной рабочей группой РСПП, говорится о необходимости создания агентства страхования накоплений и специального фонда. По аналогии с АСВ — агентством страхования вкладов. Фонд будет выплачивать возмещение в случае снижения размера накопительной части трудовой пенсии, а также в случае банкротства НПФ и невозможности выплачивать прибавку к пенсии. Убытки, возникшие на стадии накопления пенсии, компенсироваться не будут. Размер взносов в страховой фонд мог бы составить 1% от сумм, поступающих в ПФР.
Идея здравая, соглашаются опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка. Но большой вопрос, хватит ли в условиях кризиса отчислений в размере 1% на покрытие потерь накопительной части пенсий?» — говорит Плотников.
По его словам, идею страхования пенсионных средств бизнес предлагал еще в 1997–1998 годах, но тогда она не была реализована. «Все уперлось именно в размер отчислений в страховой фонд, никак не могли высчитать тариф», — вспоминает Плотников. 1% — это слишком условная величина, полагает он. Этих отчислений, скорее всего, хватит, если покрывать только риски банкротств НПФ.