Повальное снижение цен на туристические услуги в европейских столицах отмечают специалисты консалтинговой компании Knight Frank. Объясняется это общим снижением потока приезжих. По словам заместителя директора по развитию в индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга и оценки компании CB Richard Ellis Станислава Ивашкевича, поток туристов в Европе уменьшился примерно на 20%. Соответственно, европейские цены в среднем тоже упали на 20%.
«Во всём мире уменьшается количество бизнес-туристов, людей, которые приезжают в командировку по делам», — добавляет первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
По данным исследования Knight Frank, снижение имеет существенный разброс: от 50% в Амстердаме до 13% в Париже. «Цены на гостиницы в Париже не должны были сильно упасть, — соглашается Канторович, — все-таки это самый посещаемый город в мире». «Париж – это мекка, туда едут все», — соглашается Ивашкевич. А вот
города, куда раньше люди хотели поехать во вторую-третью очередь, теперь вообще не посещаются.
В Москве снижение средней долларовой стоимости номера (ARR) в сегменте 4–5* в первом квартале составило в среднем 40% по сравнению с началом прошлого года, говорит заместитель директора отдела консалтинга компании Knight Frank Игорь Роганович. В Санкт-Петербурге сокращение произошло лишь на 20%.
«Москва представляет собой город бизнес-туризма, — объясняет консультант отдела гостиничной недвижимости компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko Вероника Карташева. – И основные потери рынка гостиниц связаны именно со снижением заполняемости гостиниц бизнесменами».
Что же касается обычных туристов, то для них Москва всегда была не особо привлекательна из-за полного отсутствия отелей среднего класса, так называемых «трёх звёзд».
«Нормального ценового предложения нет, туристам просто негде жить»,
— говорит Карташева.
«Пока Москва пухла от денег и были огромные бизнес-потоки, никого не волновало, что отсутствуют гостиницы турист-класса, — объясняет Кантарович. — Бизнес-потоки съедали любые цены». Сейчас ситуация изменилась, но дорогие отели не могут перейти в низшую ценовую категорию, а отели «три звезды» просто так не могут вырасти, говорит Ивашкевич: «Чтобы его построить с нуля, нужно 30 миллионов долларов. Или 40–50 миллионов, если нет готовой земли».
Срок окупаемости трёхзвёздочной гостиницы – 12–15 лет. «Никто не будет зарывать так глубоко свои деньги», — утверждает Канторович. При этом московское правительство, по его словам, никаких реальных льгот для тех, кто строил гостиницы туркласса, не делало, хотя и регулярно это обещало.