Необходимо «наделить Европу необходимой силой на переговорах со своими поставщиками», заявил Никола Саркози в речи, посвященной отношениям Франции с ЕС. Для этого, по его мнению, следует создать единый европейский центр по закупке газа.
В настоящее время страны ЕС закупают газ самостоятельно и каждая страна договаривается с поставщиком отдельно. «При заключении договоров европейские страны не учитывают договоренностей соседей, — говорит директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. —
Создание центра по закупкам позволит ЕС выступать единым фронтом на переговорах, что действительно сделает позицию Евросоюза более сильной, так как, договорившись с одним поставщиком, ЕС сможет давить на других, опираясь на уже заключенные договоренности».
Если этот центр действительно будет направлен на снижение либерализации рынка энергоносителей, то в этом случае Газпром может столкнуться со снижением цен на свою продукцию в Европе, и как следствие, падением выручки, соглашается главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Впрочем, он не уверен, что эта инициатива направлена против «Газпрома»: если центр будет своего рода аналогом биржи, на которой будет представлена много поставщиков и много потребителей, то это наоборот позволит «отвязать» цены на газ от цены на нефть.
Идея создания единого центра направлена не столько на то, чтобы дать возможность потребителям диктовать цены, сколько на повышение прозрачности контрактов и увеличение контроля над транспортировкой, полагает Дмитрий Александров из ИК Financial Bridge. «Европа пытается избежать повторения ситуации начала года, когда из-за российско-украинского конфликта ряд стран ЕС почти две недели оставался без газа, — говорит эксперт. — Однако в такой ситуации
без привлечения Украины к созданию единого центра вся затея теряет смысл. А Украине это будет невыгодно: если она включится в проект, это будет означать, что она принимает на себя ответственность и в случае каких-либо эксцессов отвечать придется уже перед европейскими партнерами».
Техническая сторона воплощения идеи французского президента также взывает очень много вопросов и в итоге может вообще поставить крест на этой инициативе, отмечает Шток. Эффективное функционирование подобной системы будет невозможно без создания компании-оператора, в которой будут представлены долями несколько компаний разных стран. «Кроме того, необходимы контрольные органы, а также крупные терминалы, через которые будет перекачиваться газ», — добавляет Александров.
В предложении французского президента есть и еще один неоднозначный момент.
Централизованная газовая биржа — это тот инструмент, которого не хватает для создания «газовой ОПЕК». А страны ЕС весьма негативно относятся к идее газового картеля — они боятся, что объединившись, поставщики начнут диктовать цены и условия поставок.
«Появление единого центра по закупкам газа фактически уберет все препятствия для объединения в картель поставщиков, — объясняет Шток. — При этом одно лишь упоминание «газовой ОПЕК» заметно повышает уровень нервозности у европейских чиновников».
Идея Саркози уже вызвала критику европейских экспертов. «Она крайне трудноосуществима из-за противодействия ей как поставщиков газа, так и ряда европейских государств и газовых компаний», — цитирует «Прайм-ТАСС» эксперта по вопросам энергетики французского Национального центра научных исследований Катрин Локателли.
Впрочем, как раз Франция создания «газовой ОПЕК» не опасается, энергополитика этой страны всегда была весьма взвешенной, отмечают эксперты, а кроме того, Франция сотрудничает с Россией по проекту «Северный поток». То есть фактически французы уже согласились на постоянные и долгосрочные партнерские отношения с Россией в газовой сфере.
«С другими странами будет сложнее, однако здесь многое будет зависеть от результатов энергетического саммита в Праге, который состоится 7–8 мая, — говорит Александров. — Страны Европы намерены окончательно решить ситуацию с Туркменией — будет ли эта страна поддерживать газопровод «Набукко» или нет. Если Туркмения решит поставлять свой газ в «Набукко», проблема «газового ОПЕК» отойдет на второй план».