Россия и Украина обсудили нюансы нового межправительственного соглашения по газу. Премьер-министр РФ Владимир Путин и глава украинского правительства Юлия Тимошенко на встрече в Москве достигли договоренности по ряду вопросов, касающихся поставок газа, а также участия России в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС).
Прежде всего была урегулирована проблема недобора газа украинской стороной. В первом квартале Украина выбрала из трубы лишь 2,2 млрд кубометров (около половины от законтрактованного), что по условиям договора с «Газпромом» должно было повлечь за собой штраф в размере 150% стоимости невыбранного газа (порядка $1,2 млрд). «Газпром» ранее уведомлял Украину о недоборе, однако штрафных санкций не предъявлял. Очевидно, штрафов и не будет, и монополия согласилась на предложение Украины снизить поставки в этом году с 40 млрд кубометров до 33 млрд. Впрочем, подробности не известны: Юлия Тимошенко выразилась о договоренности весьма туманно.
«Я хочу выразить свою благодарность за то, что мы находим взаимопонимание по тем пунктам контракта, которые говорят, что мы должны были брать заказанные объемы газа, а мы берем сегодня столько, сколько позволяет кризис», — заявила украинский премьер.
Впрочем, по мнению аналитиков, это означает, что договоренность и в самом деле достигнута.
«Газпрому» невыгодно сейчас давить на Украину штрафами или пытаться заставить украинских партнеров закупать газа больше, чем они могут,
— объясняет аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. — С учетом сложного финансового состояния своей экономики Украина просто физически не сможет заплатить».
Другим, но куда более важным вопросом переговоров стало участие России в модернизации украинской ГТС. После того как на конференции в Брюсселе Украина и Евросоюз подписали декларацию об инвестировании в развитие этой системы, проигнорировав при этом Россию, многие европейские политики, не говоря уже про российских, заявили, что данный документ без участия нашей страны — не более чем «политическая ошибка». В дальнейшем и представители украинских властей (в частности Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко) заявляли: соглашение с ЕС не означает, что Россия не сможет принять участия в модернизации ГТС Украины. И вот сегодня наконец российско-украинская договоренность по этому поводу достигнута.
Правда, и в этом случае определенно что-то сказать нельзя.
«Россия и Украина завершают подготовку межправительственного соглашения по сотрудничеству в газовой сфере, предполагающего участие российской стороны в модернизации украинской газотранспортной системы,
— заявил в среду глава Минэнерго РФ Сергей Шматко. — Рассчитываем, что если в ближайшее время мы не выйдем на подписание, то завершим согласование этого документа».
Подписание соглашения будет в значительной мере зависеть от того, достигнут ли стороны договоренности по еще одному вопросу повестки дня — кредиту на $5 млрд, который должен быть направлен на поддержание украинского бюджета. Разговоры об этом кредите идут уже не первый месяц, но никаких конкретных договоренностей заключено не было. Юлия Тимошенко еще в конце марта недвусмысленно дала понять, что, если Украина получит кредит, Россию допустят к украинской ГТС. Но в ходе нынешних переговоров, как сообщил Владимир Путин, Россия и Украина о предоставлении кредита пока не договорились.
В целом аналитики оценивают переговоры с Украиной двояко, по основному вопросу (участие России в модернизации газотранспортной системы) так и не достигнуто однозначного решения. «До завершения наших альтернативных газотранспортных проектов («Северный поток» и «Южный поток») Украина останется основным путем транзита российского газа в Европу, — напоминает Вячеслав Буньков. — И расширение украинской ГТС при участии России укрепит российско-украинские отношения и сохранит за Россией статус основного газопоставщика в ЕС».
А вот Александр Разуваев из ИК «Галлион Капитал» отмечает значительные политические и экономические риски, возникающие при более плотном сотрудничестве с Украиной. «Украина, как показывает многолетняя практика, слишком ненадежный партнер, — говорит аналитик. — Если учесть, что сейчас цена газа падает вслед за нефтью, а также что неизвестно, какой будет спрос на газ в России и за рубежом, «Газпрому» надо «считать деньги», инвестировать в собственные проекты, а не вкладывать средства в украинскую ГТС, тем более что Украина в любой момент может нарушить любые договоренности».