К концу марта в стране насчитывалось уже около 7,5 млн безработных, подсчитало Минэкономразвития. Это 10% экономически активного населения. Данные рассчитывались по методологии Международной организации труда (МОТ), то есть в их число включались люди, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней в ближайшее время.
Темпы увеличения количества безработных пугают: в декабре их было 5,8 млн, в январе — 6,1 млн, в феврале — 6,4 млн, что соответствовало 8,5% экономически активных граждан. С начала лета 2008 года, когда был зафиксирован минимальный показатель 4,1 млн человек, число безработных увеличилось на 3,4 млн человек. 10% безработных — это один из самых высоких показателей в Европе, отмечает проректор Академии труда и социальных отношений Агамали Мамедов.
Данные других исследований чуть отличаются от цифр Минэкономразвития, но показывают общую тенденцию. Так, Росстат сообщает, что общая численность безработных в России в I квартале достигла 7,1 млн человек. Опрос независимой исследовательской компании «Башкирова и партнеры», наоборот, показывает, что масштабы бедствия больше — в феврале на вопрос «Пострадали ли вы или кто-либо из членов вашей семьи от финансового кризиса?» — 15,6% респондентов ответили: «Да, я или кто-то из членов моей семьи потерял работу».
Прогнозы также не радуют. Еще недавно глава Роструда Юрий Герций утверждал: «Тенденция февраля — марта показала, что темпы роста безработицы снижаются. Резкого роста безработицы мы не ожидаем». Теперь Минэкономразвития пишет в своем обзоре:
«Следует ожидать дополнительного роста численности безработных граждан за счет работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных отпусках и простое». В марте 2009 года суммарная численность таких работников составила 1,2 млн человек.
«В феврале 6,2% россиян сказали, что они или кто-то из членов их семьи находятся в отпуске без содержания», — добавляет Башкирова.
«Показатели безработицы будут расти, — отмечает главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Безюков. — Вторая волна безработицы началась, об этом есть данные».
Множество предприятий сейчас работают в сокращенном режиме и готовы увольнять сотрудников. Например, ВАЗ платит работникам 2/3 от зарплаты, говорит эксперт. И долго так продолжаться не может. «Антикризисные меры не помогают, предприятия не могут вернуться на докризисный уровень занятости, какое-то время они выдержали, не увольняли людей, повинуясь давлению со стороны властей, но теперь должны либо увольнять их, либо разоряться», — говорит Безюков.
Наступление второй волны безработицы специалисты также связывают с тем, что меры борьбы с ней не носят системного характера.
«Грядет вторая волна неплатежей и снижений зарплат, люди будут лишаться работы. А вместо полноценного перепрофилирования нуждающихся в рабочих местах правительство отделывается спорадическими мерами», — заявляет Мамедов.
Внушают тревогу не только данные по безработице, но и по уровню преступности, уровню доходов населения, потребления, добавляет Безюков. «И неизвестно, откуда рванут проблемы», — говорит он. Все показатели связаны друг с другом и влияют друг на друга. Так, «увеличение молодежной безработицы на 1% дает увеличение молодежной преступности на 6%», утверждает Мамедов.