Квартальная выручка легендарной ИТ-компании Microsoft упала впервые за 23 года. Доходы компании за первые три месяца снизились на 5,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив $13,65 млрд, пишет Wall Street Journal. Чистая прибыль корпорации упала сразу на 32%, до $2,98 млрд, или 33 цента на акцию. Это первое снижение показателей с тех пор, как компания стала публичной, стало неприятным сюрпризом для аналитиков, предсказывавших, что прибыль на акцию составит 39 центов.
В первом квартале кризис ударил сразу по четырем из пяти бизнес-единиц компании. Одним из самых масштабных стало16-процентное падение доходов от продаж персональных компьютеров с ОС Windows — до $3,4 млрд. Согласно исследованию Gartner, продажи компьютеров в I квартале снизились на 6,5%. Потеряла Microsoft и в сегменте интернета: выручка интернет-дивизиона Microsoft упала на 14%, до $721 млн — аналитики прочили $810 млн. А единственным сегментом, показавшим рост выручки, стали продажи Windows Server и административных приложений.
Эффект падения спроса ИТ-отрасль почувствовала на себе позже остальных. «Корпоративный сектор упал сразу, — объясняет эксперт ITResearch Дмитрий Шульгин. — А падение потребительского спроса было несколько отложено».
Падение продаж связано не только с общим сокращением спроса, но и с перераспределением его в другие ценовые ниши. «Потребители ищут альтернативные, экономичные опции. В плане операционных систем люди находят замену в виде Linux и других бесплатных или условно бесплатных систем,
— делится наблюдением исполнительный директор разработчика web-приложений ЗАО «Грамант» Анатолий Филин. — В области офисных программ многие переходят на сервисы типа Docs & Spreadsheets от Google и других». Правда, по оценке эксперта, доля отказавшихся от Microsoft не очень высокая. «Но у меня есть несколько примеров офисов, которые так поступили», — добавляет IT-специалист. «Общему сокращению продаж способствовал затяжной спад спроса на Windows Vista, — добавляет аналитик компании «Атон» Ирина Скворцова. — Объемы ее реализации падают уже четвертый квартал подряд».
Бороться с кризисной ситуацией руководство корпорации намерено с помощью снижения операционных издержек, которые за последний квартал показали пятипроцентный рост.
Сокращение 5000 рабочих мест, снижение затрат на маркетинг и командировки должно урезать затраты на $700 млн — до $26,7 млрд за финансовый год (завершается в июне), надеется компания.
Впрочем, такие меры только усугубят ситуацию на рынке труда США, и так сильно обострившуюся в связи с возможным банкротством General Motors и Chrysler, не исключает аналитик УК «Альфа-Капитал» Максим Симагин. Увольнение такого количества персонала может насторожить инвесторов.
Однако решающим для компании будет фактор спроса – его снижение еще не достигло своего дна.
«Дальнейшему падению выручки Microsoft поспособствует падение продаж ПК и рост популярности нетбуков, — прогнозирует Скворцова. — Восстановление спроса на продукцию компании стоит ждать только к концу года».