Соглашение между «ВСМПО-Ависма» и Airbus, подписанное в понедельник главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым и президентом Airbus Томом Эндерсоном в присутствии российского премьера Владимира Путина, предусматривает поставки титановой продукции вплоть до 2020 года. Общая стоимость контракта составила $4 млрд, заказы будут включать плоский и круглый прокат из титановых сплавов и штампованные изделия, которые используются в производстве всей линейки лайнеров Airbus. Подписание стало следствием рамочного соглашения между корпорациями, подписанного летом 2008 года на авиасалоне Фарнборо. Документ этот аналогичен контракту с Boeing, считают специалисты. «Скорее всего, там согласован определенный уровень поставок в год, ниже объема которого Airbus не имеет право покупать титан», — считает аналитик «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский.
Теперь доля европейского авиастроителя в экспорте российской компании будет составлять 15–25%. Это около 60% потребностей Airbus. «Мы намерены развивать отношения с европейской компанией EADS по очень многим направлениям, сотрудничество с Airbus в сфере, которая сегодня обсуждается, является важной составной частью взаимодействия в высокотехнологичной сфере», — отметил Путин. Airbus – один из основных покупателей продукции «ВСМПО-Ависма», вторым является его американский конкурент, концерн Boeing. Помимо них производитель титана сотрудничает с General Electric, Rolls-Royce и рядом других компаний.
Путин напомнил, что с середины 90-х годов сотрудничество российской стороны с Airbus увеличилось более чем в 20 раз. В то же время эксперты отмечают, что заключенный на 11 лет контракт нельзя назвать крупным. «Сумму в $4 миллиарда не надо переоценивать, — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Дмитрий Смолин. —
Сумма крупная лишь потому, что это долгосрочный контракт, в пересчете на 1 год это не так уж и много». Долгосрочность контракта является его основным плюсом,
«Ависма» сейчас нуждается в деньгах. «Недавно «Ависма» просила государство рефинансировать ее долги, — напоминает Петропавловский. — Общее долговое бремя на 30 сентября 2008 года было 21 миллиард рублей». В четвертом квартале, рассуждает эксперт, им пришлось только наращивать долги, особенно краткосрочные. При этом дополнительным ударом стал тот факт, что цены на титан упали за последнее время примерно в три раза.
Также Чемезов, в чьем распоряжении находятся 66% акций «ВСМПО-Ависма», напомнил об интересе госкорпорации к западным авиастроителям. Новая авиакомпания «Росавиа», создаваемая «Ростехнологиями», планирует покупку не менее 200 самолетов, многие из которых будут иностранными. Финансировать покупку они рассчитывают в основном за счет заимствований в зарубежных банках.
«Для нас интересно и привлечение кредитных ресурсов западных банков, так как стоимость привлечения на Западе, к сожалению, гораздо ниже, чем у нас», — отметил Чемезов.
Как уже писала «Газета.Ru», и Airbus, и Boeing объявляли о готовности поддерживать покупателей своих лайнеров. Последние месяцы пассажиропотоки мировых авиакомпаний падают, соответственно, падение доходов не дает перевозчикам закупать новые самолеты. Авиастроители, предвидя падение заказов, объявили об открытии кредитных линий для покупателей. Правда, аналитики считают, что этих кредитов ни «Росавиа», ни «Ростехнологии» не получат. «Речь идет о нескольких миллиардах долларов, это очень большие кредиты, особенно сейчас, — отмечает аналитик «Центринвеста» Андрей Рожков. —
Ни одна солидная финансовая компания не даст кредиты «Росавиа» без государственных гарантий». К тому же принадлежность ее госкорпорации «Ростехнологии» не станет преимуществом, скорее наоборот.
«С точки зрения ведения бизнеса госкорпорация — это не успешная компания, которая демонстрировала бы рост, — говорит Рожков. — Например, сегмент машиностроения «Ростехнологий» не успешен, им постоянно нужны госдотации». Все это обязательно будут учитывать западные инвесторы.