Южнокорейская Hyundai Heavy Industries Co. (НН), крупнейшая судостроительная компания мира, купила 67,6% акций предприятия «Хороль зерно», владельца и оператора 10 тыс. га сельскохозяйственных земель на Дальнем Востоке (в Хорольском районе Приморского края, в 170 км к северу от Владивостока). Хозяйство занимается выращиванием кукурузы и сои. НН планирует управлять хозяйством напрямую, набрав с нуля рабочий коллектив. Вложив $6,5 млн в сделку, компания планирует к 2014 году производить 60 тыс. тонн кукурузы и соя-бобов в год. Кроме того, Hyundai Heavy инвестирует еще $9 млн, чтобы увеличить посевные площади с 10 тыс. до 50 тыс. га к 2012 году.
Но юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных компаний составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды,
отмечают специалисты. «Напрямую купить земли сельскохозяйственного назначения иностранное юридическое лицо не может, — комментирует адвокат адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Никита Гурин. — В соответствии с Земельным кодексом и статьей 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для оборота некоторых земельных участков устанавливаются ограничения». Видимо, так и поступит НН.
Завести этот непрофильный актив компания могла для подстраховки. Сельское хозяйство, наряду с еще одним новым направлением Hyundai Heavy — солнечной энергетикой, должно помочь диверсифицировать деятельность, снизить зависимость от судостроения, которое пока приносит более половины выручки.
С сентября 2008 года компания не заключила ни одного контракта на постройку судов на фоне мирового экономического кризиса, резкого снижения объемов морских перевозок и стоимости фрахта. «У судостроения непростые времена,
— комментирует аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. — Период производства кораблей — минимум 2–3 года. Для финансирования проектов в этой области нужны долгосрочные кредиты, которые никто себе сейчас позволить не может». В лучшем случае при строительстве кораблей возможна 10-процентная предоплата для того, чтобы подтвердить факт заключения сделки.
С другой стороны, по информации агентства Bloomberg, эта покупка совершена в рамках программы по обеспечению продовольственной безопасности Южной Кореи.
Власти призвали компании страны разрабатывать сельскохозяйственные проекты за рубежом,
поскольку опасаются массовых выступлений на фоне высоких цен на зерно, как это произошло в Египте, и дефицита продовольствия, как в Аргентине, отмечают эксперты. Южная Корея объявила о планах по увеличению коэффициента самообеспечения зерном до 50% к 2030 году.
Весь урожай кукурузы и сои в таком случае будет реализовываться в Южной Корее. Однако здесь возможны проблемы с доставкой урожая. «Южная Корея сейчас закупает у нас зерно официально, но небольшие объемы. Это связано с неудобством логистики, так как в портах на Дальнем Востоке нет зернового терминала», — заявляет вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Логично предположить, что НН пойдет на строительство нового терминала.
Впрочем, Hyundai Heavy может выращивать на российской земле и рапс для производства биотоплива. Сельское хозяйство, по утверждению аналитиков, особенно выращивание рапса для производства биотоплива, — это перспективное направление в энергетике.
«От рапса больше прибыли, чем от кораблестроения»,
— заключает Козицын. Такое использование земель не будет нарушением. «Перепрофилирование деятельности допустимо, если производство организации, как следствие, не нарушит указанные ограничения использования земельного участка», — отмечает Гурин.