После длительного перерыва Россия и Турция вернулись к обсуждению строительства проекта «Голубой поток-2» с продолжением до Израиля.
«Руководство Турции поддержало реализацию проекта «Голубой поток-2», который пройдет третьей веткой параллельно двум веткам «Голубого потока», — рассказал в пятницу глава «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
В конце марта стороны договорились о создании рабочей группы. Тогда Миллер заявил, что переговоры с Израилем будут начаты после формирования нового израильского правительства. Путин в пятницу высказал уверенность, что «проект будет поддержан новым руководством Израиля».
Возращение к проекту десятилетней давности эксперты во многом объясняют обостренными российско-украинскими отношениями.
«Намерение строить «Голубой поток-2» — ответный шаг на договор ЕС и Украины о модернизации ГТС и попытка диверсифицировать потребителей ресурсов», — считает управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. Не случайно заявления о реализации «Голубого потока-2» появились сразу же после договоренностей ЕС с Украиной.
Но Израиль и Турция не могут соперничать с ЕС по объемам потребления газа, так что «Голубой поток-2» значительно не снизит зависимость России от европейского потребления.
Впрочем, несмотря на небольшой объем израильского газового рынка, «Газпрому» он может быть интересен тем, что холдинг может стать монопольным поставщиком газа в Израиль (такового сейчас в Израиле нет) и осваивать соседние рынки, например, Кипра, Греции, говорит старший эксперт ФК «Открытие» Наталья Мильчакова.
«Конкурентом России в этом регионе мог бы стать Египет, но у Израиля в настоящее время с Египтом очень сложные отношения, как и вообще с арабским миром, поэтому израильское правительство, кто бы ни пришел к власти, однозначно предпочтёт поставки из России. Израиль также ведет собственную добычу газа, недавно открыли крупное месторождение близ Хайфы, но вряд ли оно сможет удовлетворить растущие потребности в голубом топливе, без импорта не обойтись», — объясняет Мильчакова.
«Турция также оказывается в выигрышном положении. Она может стать «перекрестком газопроводов» (Набукко и два «Голубых потока»). В Турции есть проекты строительства ПХГ, чтобы в нужный момент продавать топливо всем желающим»,
— добавляет Андриевский.