Россию неожиданно решил поддержать президент Украины Виктор Ющенко. В своем письме к премьер-министру Юлии Тимошенко он поручил учесть интересы основного поставщика газа, то есть России, при подготовке предложений в проект президентского указа, касающегося реализации договоренностей, достигнутых в Брюсселе.
Интересы России, по мнению экспертов, заключаются в первую очередь в прямом участии в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС).
«Таким образом, «Газпром» получит полную информацию о ГТС Украины, сможет лучше контролировать транзит», — говорит Вячеслав Буньков из ИК «Атон». Это также позволит более четко рассчитывать параметры будущих поставок (объемы, направления, сроки и т.д.).
А вот старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что Россия постарается полностью исключить саму возможность потенциального расширения ГТС и ограничить доступ третьих лиц в подземные газохранилища (это прописано в Брюссельской декларации). «Увеличение мощности украинских сетей нам невыгодно — у «Газпрома» хватает собственных газотранспортных проектов, — объясняет политолог. —
К газу в ПХГ лучше никого стороннего не подпускать, чтобы максимально снизить все возможные риски».
Эксперты сходятся в одном — в идеале «Газпром» хочет получить долю в украинской ГТС, однако на это Киев не пойдет. По словам аналитиков, украинские власти всеми силами постараются не допустить даже создания международного консорциума, который контролировал бы транзитные поставки через трубы Украины. «Потеряв контроль над своими сетями, Украина лишится единственного реального рычага давления на Россию, — говорит Буньков. — Контролируя транзит, украинская сторона может добиваться от России преференций (в частности, льготных цен на газ), а ведь с каждым годом Украине все сложнее оплачивать дорожающее «голубое топливо».
Абзалов и вовсе называет ГТС для Украины вопросом ее суверенитета. «Построить независимую экономику у украинских властей не получилось, — говорит эксперт. — Теперь единственным ликвидным активом Украины стала транзитная труба. Фактически на ней и держится вся экономика. Теряя ее, Украина теряет суверенитет».
Несмотря на то что допускать «Газпром» к своим трубам Украина не намерена, украинская политическая элита активно пытается подружиться с Россией. Ющенко отнюдь не первый, кто якобы пытается защитить интересы Москвы. Юлия Тимошенко уже несколько дней говорит о том, что Россия может стать полноправным участником модернизации ГТС, а лидер крупнейшей на Украине оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович напрямую назвал Брюссельскую конференцию антироссийской. «Конференция, на наш взгляд, неэффективная, потому что в ней не принимали участие поставщики газа, а именно Россия, — заявил Янукович. — Украина не должна дружить с кем-то против кого-то».
Видимо, за пророссийскими высказываниями опять скрывается надежда на финансовую помощь.
«Не за горами президентские выборы на Украине, — напоминает Абзалов. — Причем рейтинги Ющенко и Тимошенко падают, поэтому и активизировался Янукович». По словам политолога, Украине просто очень нужны деньги. Кстати, в четверг Юлия Тимошенко заявляла, что надеется на продолжение переговоров с Россией о кредите в $5 млрд. «Сначала Украина сделала реверанс в сторону Евросоюза и Америки, практически исключив Россию из обсуждения модернизации ГТС в Брюсселе. Евросоюз пообещал выделить Украине на газовые сети кредит в $3 млрд, — говорит Абзалов. — Теперь украинская политическая элита активно пытается помириться с Россией в надежде, что и здесь ей что-нибудь дадут».
Однако такая «двойная игра» может слишком дорого обойтись Украине. «После «оранжевой революции» Кремль крайне негативно реагирует на просьбы типа «дайте нам денег на выборы, а мы потом за них же вас покритикуем, — поясняет Абзалов. —
Денег Украине Москва может дать, но после брюссельского демарша на весьма жестких условиях».
Причем от России выступают сразу три заинтересованных субъекта: Минэнерго, озабоченное тем, чтобы интересы не игнорировались в Европе, «Газпром», желающий расширить свое влияние и получить гарантии стабильных поставок, и Минфин, который уже долгое время хочет разобраться с долгами бывшего СССР (в частности, Министерство финансов волнует следующий момент: долги Союза повесили почти целиком на РФ, а вот имущество и активы оказались распределены по бывшим республикам). «И сейчас самое удачное время жестко побеседовать с Украиной по этим вопросам», — считает Абзалов.