К концу текущего года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует получить выручку от продаж техники в размере 119,2 млрд рублей. Такие планы руководство ОАК озвучило в пятницу на «Авиафоруме-2009, отметив, что запланированная сумма на 39% выше показателей 2008 года.
Реализация гражданских самолетов к таким результатам не приведет. Глава ОАК Алексей Федоров отметил, что в этом году авиакомпаниям будет поставлено 4 самолета Ил-96, а также 11 самолетов Ту-204/214. В целом же основные задачи ОАК предполагают производство ежемесячно по одному Ту-204, два — Ан-148, а также до 70 самолетов SSJ-100 в год.
Сложно судить о реальности данных намерений, но отметим, что до сих пор корпорации не удавалось придерживаться планов.
Согласно программе развития, к 2025 году ОАК должна выпускать 260–280 гражданских самолетов в год, достичь этого планировалось ежегодным приростом объемов производства на 30%. Расчеты эти не оправдались с самого начала, в 2007 году вместо запланированных 12–16 самолетов корпорация реально поставила 5. В 2008-м вместо 15–19 произвела 11.
В 2009 году ОАК может дополнительно замедлить выпуск гражданских самолетов и в связи со снижением спроса,
как уже писала «Газета.Ru». В частности, ожидаемое падение объемов перевозок составляет 10–20%, что скажется и на возможностях авиакомпаний по обновлению парка. Помимо этого очень медленно идет формирование одного из основных потребителей корпорации — авиакомпании «Росавиа». На «Авиафоруме-2009» Федоров отметил, что это вызывает беспокойство. «Росавиа» рассматривается нами как один из главных потребителей нашей техники, — отметил глава ОАК. — Нас реально беспокоят темпы и сроки создания компании — оно идет слишком медленно».
Таким образом, основная доля от названной цифры придется на выручку от продаж военной продукции, так как ни продажа компонентов, ни продажа гражданских самолетов не прирастит выручку в таком большим объеме. «На гражданской технике таких цифр не сделать, естественно, в 2009 году вряд ли будет продано больше 2–3 SuperJet, — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. — Запчастями можно поднять выручку на 10–15%, не больше». Скорее всего, имеется в виду военная техника, рассуждает эксперт. Собственно, это подтверждается и руководством корпорации. По словам Федорова,
на долю гражданского направления придется порядка 20%, остальное будет обеспечено поставками военной продукции.
В пользу отрасли даже в нынешний период работает и тот факт, что многие из договоров, по которым сейчас трудятся авиастроители, были заключены уже давно. «Эта отрасль затрагивает долгосрочные контракты, многое из того, что планируется, было оговорено еще до кризиса», — напоминает Козицын.
Помимо выручки корпорация получит в текущем году и поддержку от государства. В этой сфере, правда, прироста не ожидается. Более того, в рамках господдержки ОАК получит сумму вдвое меньше запрошенной. «Общая сумма поддержки нашим предприятиям только в этом году составит около 40 млрд рублей», — сообщил Федоров. Предприятия корпорации получат госсредства в качестве прямых инвестиций в уставный капитал, через федеральные целевые программы, также государство вносит средства в уставный капитал тех предприятий, которые еще не вошли в ОАК. Дополнительной господдержкой может стать и увеличение госзаказов.
«Кроме непосредственных денежных вливаний явно будут военные госзаказы — это тоже поддержка»,
— уверена аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Сорокина. По собственным оценкам корпорации, до 2015 года потребуется 500 млрд рублей. Из них 300 млрд рублей необходимо на НИОКР, около 150 млрд рублей — на техперевооружение предприятий.