Суммарная валовая выручка основных российских туркомпаний выросла по итогам 2008 года на 55,47% почти до $9 млрд. Такие положительные результаты показали данные седьмого ежегодного рейтинга «Туринфо» «Крупнейшие туристические компании России». Увеличилось и количество клиентов большинства из этих компаний.
Впрочем, несмотря на цифры, ситуация на рынке туристических услуг вовсе не радужная. По сравнению с тенденциями 2007 года успехи 2008-го выглядят довольно скромно, ранее годовой прирост валовой выручки составлял 73%.
Всего в рейтинг вошли 59 компаний, причем 67% выручки ($5,985 млрд) приходится на первую десятку. Лидеров минимально затронуло замедление темпов роста бизнеса. Так, выручка «Интуриста» составила $938,5 млн, что на 78,7% больше прошлогодних показателей, Tez Tour показал прирост в 116,47% (до $920 млн), «Капитал тур» получил $650 млн (+81,31%), группа OTI — $541,87 млн (+84%). Но уже во втором десятке компаний можно встретить отрицательные показатели. Так, выручка группы «Интаэр» упала на 7,62% до $123,4 млн.
Достойное завершение года, несмотря на начавшийся глобальный финансовый кризис, туристическим компаниям обеспечил задел начала года. Компании обеспечили себе выручку за счет предварительных продаж, а также демпинговых цен, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Но сейчас выручка ни у кого уже не растет.
«Сейчас рентабельность большинства операторов составляет всего 2–3%», — сообщает Тюрина. И отмечает, что стоимость услуг «компании не могут снижать безгранично — цена путевки зависит от авиаперевозчика и от отелей».
В течение года ситуация вряд ли серьезно выправится, по расчетам Федерального агентства по туризму (Ростуризм), поток выездного туризма может сократиться примерно на 25%, эти цифры подтверждаются и в отчете «Интуриста», ожидающего в 2009 году снижение потоков на 22% до 6,5 млн человек. В отношении внутреннего туризма мнения специалистов расходятся. Глава Ростуризма Анатолий Ярочкин считает, что этот сегмент в 2009 году ожидает подъем на 4–5%, передает «Туринфо». Игроки рынка не склонны соглашаться. «С января 2009 года спрос на внутренний туризм стал резко падать, и предпосылок к его росту в ближайшие годы я не вижу», — рассказала «Газете.Ru» замдиректора московского филиала ЗАО «Нева» Светлана Дроздова. Одной из причин этого можно считать рост цен.
«Что касается Черноморского побережья и отдельно Сочи, то в этом году крупные пансионаты увеличили цены на 20%, а некоторые и на 30%, — говорит Дроздова. — Аргументируют они такие шаги повышением тарифов на коммунальные услуги».
При таких условиях более предпочтительным для россиян остается дешевый отдых в Турции. Впрочем, пока в Сочи лучше обстоит ситуация с частными маленькими отелями, которые, по словам представителя фирмы «Нева», стараются сохранять старые цены и предлагать дополнительные услуги бонусом.
Давать долгосрочные прогнозы при нынешней ситуации было бы преждевременно, отмечает Тюрина. Пока, несмотря на попытки сокращения убытков и привлечения клиентов, среди туроператоров уже есть потери. После новогодних праздников с российского туристического рынка исчезли компании «Дива тревел» и «Карья тур». Обе принадлежали одному владельцу и специализировались на поездках в Египет и Турцию. Летом 2008 года обанкротился оператор «Детур». Страховщик «Детура» компания «Росно» уже тогда предупреждала, что несколько крупных туроператоров на российском рынке практически банкроты. Время показало правоту этих слов. Ряды туроператоров покинули «Пегасус», «Вояж-люкс» (оператор по Египту и Греции), финансовые проблемы возникли у сети «Куда.Ru».
«Если останутся такие цены, то стоит ожидать большого числа банкротств. Многие компании просто уйдут с рынка»,
— уверен генеральный директор ОАО «Финэкспертиза» Агван Микаелян. Ситуацию, по его мнению, исправит лишь солидное изменение стоимости услуг, что серьезно увеличит спрос. «При таком исходе слияния-поглощения будут, но ближе к лету», — говорит эксперт.