Компания British Petroleum возобновила переговоры с бывшим генеральным директором «Норникеля» Денисом Морозовым. Об этом сообщает британская Times. Морозов считался основным кандидатом на должность главного управляющего российско-британского холдинга ТНК-ВР, однако стороны не смогли договориться об условиях работы топ-менеджера: по данным Times,
ранее Морозов требовал жалование свыше $3 млн и компенсационный пакет на случай выхода ТНК-ВР на IPO — более $60 млн.
Такая постановка вопроса не устраивала компанию, однако сейчас, пишет Times, все разногласия урегулированы. Правда, не уточняется, на каких именно условиях стороны договорились. «Благодаря кризису Морозов поумерил свои финансовые амбиции, — считает аналитик ИК «Арбат капитал» Виталий Громадин. — Стороны смогли найти общий язык, и это только к лучшему — ТНК-ВР нужен постоянный исполнительный директор, особенно с учетом сложной экономической ситуации во всем мире».
Сейчас ТНК-ВР возглавляет бывший управляющий директор по технологиям Тим Саммерс, который сменил на посту главы компании Роберта Дадли. Дадли ушел в отставку 1 декабря прошлого года из-за корпоративного конфликта, разгоревшегося между российскими и британскими акционерами ТНК-ВР. Роберт Дадли был ключевой фигурой этого конфликта — российские бизнесмены требовали его отставки, мотивируя это тем, что Дадли управляет компанией лишь в интересах британских акционеров, не давая ход инициативам российской стороны. В частности, Дадли концентрировал деятельность компании на территории России, в то время как концерн AAR хотел, напротив, больше развивать зарубежные проекты.
В итоге российские акционеры ТНК-ВР добились отставки Роберта Дадли, однако компания, по сути, осталась без исполнительного директора.
«Тим Саммерс вполне справляется с работой, однако акционеры на нем не остановились и решили по возможности оперативно выбрать нового главу компании, — говорит эксперт ИГ (организация запрещена в России) «КапиталЪ» Виталий Крюков. — Постоянный исполнительный директор будет не только производить мониторинг текущей ситуации и контролировать текущие процессы внутри компании, но и отвечать за планирование и реализацию стратегических проектов».
В этом плане Морозов устраивает всех, в первую очередь потому, что он — человек со стороны.
«Морозов зарекомендовал себя как успешный топ-менеджер, но самое главное — он независим от акционеров, а значит, сможет учитывать интересы как той, так и другой стороны,
— объясняет Крюков. — В настоящий момент альтернативы Морозову — кандидатуры, устраивающей всех, — просто нет».
По словам Громадина, Морозов также наиболее перспективный кандидат. «У него есть опыт работы на российском рынке, он не связан не только с акционерами, но и с властями — то есть никакой политической составляющей в его деятельности не будет, чистый бизнес, — говорит аналитик. — Я полагаю, что именно Морозов возглавит ТНК-ВР».
По поводу российских властей — вопрос спорный, они давно интересуются российско-британским холдингом. Кремль действительно обещал не вмешиваться в корпоративный конфликт между акционерами ТНК-ВР, однако слухи о том, что российская доля холдинга может сменить хозяев, ходят уже не первый год. Кандидатов на приобретение, по мнению экспертов, два: «Роснефть» и «Газпром». И хотя концерн AAR неоднократно заявлял, что не намеревается продавать свои акции ТНК-ВР, тема до сих пор остается актуальной. Морозову, при всей его беспристрастности, в любом случае придется руководить компанией с оглядкой на Кремль.