Банк развития Китая выделит российским нефтяным компаниям кредит на $25 млрд. Итоговое соглашение об условиях кредитования «Роснефти» и АК «Транснефть» было подписано во вторник между российскими нефтяниками, китайской CNPC и Банком развития Китая.
Заем будет предоставлен в обмен на контракт о поставках нефти из России в Китай сроком на 20 лет и строительство ответвления в КНР от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
«Роснефть» получит $15 млрд, «Транснефть» — $10 млрд соответственно.
Протокол о строительстве участка трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан до китайского города Дацин был подписан «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией еще летом 2006 года.
«Переговоры о кредите тянутся с осени прошлого года, однако стороны никак не могли согласовать его условия,
— напоминает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. — Предметов спора было несколько: процентная ставка по кредиту (президент «Транснефти» говорил, что его компания хотела бы ставку в районе 6–7% годовых, китайская сторона настаивала на плавающей, а не фиксированной ставке) и гарантии возврата».
Однако, по мнению эксперта, ключевым было «ценовое» разногласие — не удавалось согласовать цену на российскую нефть, и Китай начал активно искать других поставщиков энергоресурсов.
«Ранее «Роснефть» уже брала у Китая кредит на покупку «Юганскнефтегаза», заключив экспортный контракт на пять лет, предполагающий дисконт в $3 к средневзвешенной стоимости нефти марки Brent в Лондоне в месяц поставки. Не исключено, что Китай рассчитывал на сходную схему, однако Россия не раз заявляла, что на подобные условия больше не пойдет», — рассказывает Шток.
На чем в итоге сошлись стороны, они пока не разглашают, но участники рынка полагают, что подписанное соглашение можно считать серьезным шагом в развитии энергетических отношений между Россией и Китаем.
Китаю необходим стабильный поставщик энергоресурсов. Для «Транснефти», которая недавно увеличила инвестпрограмму на текущий год, и «Роснефти», имеющей самую высокую среди наших нефтяников долговую нагрузку (около $18 млрд), китайские деньги придутся весьма кстати.
К тому же ранее представители «Роснефти» заявили об увеличении своей инвестпрограммы на 5%, а вложения в реализацию проектов в Восточной Сибири в этом году составят 98 млрд руб. Диверсификация рынков сбыта для наших нефтяников также имеет стратегическое значение, особенно в условиях, когда ЕС активно декларирует стремление к энергонезависимости и ищет альтернативных России поставщиков энергоресурсов.
Нынешнее решение ускорит строительство ВСТО. На данный момент поставки нефти в Китай в рамках контракта до 2010 года по железной дороге осуществляет «Роснефть», а по трубопроводам через Казахстан — «Газпром нефть» и ТНК-ВР. «ВСТО позволит выйти на намного более серьезные объемы поставок и принципиально новые отношения с Китаем», — прогнозирует Шток.