<1>Ряд мер по поддержке самолетостроительной корпорации «МиГ» был озвучен сегодня на совещании по вопросам оздоровления предприятия, прошедшем в инженерном центре ОКБ им. Микояна под председательством премьер-министра Владимира Путина. Так,
федеральный бюджет выделит 15 млрд рублей на увеличение уставного капитала РСК «МиГ», которое будет оплачено допэмиссией акций,
соответствующее распоряжение было подписано главной правительства. Таким образом, уставный капитал вырастет в три раза с 6,7 млрд до 21,7 млрд рублей. Помимо этого размещен госзаказ стоимостью 17,3 млрд рублей на истребители МиГ-29СМТ. «Предприятие получило государственный заказ, общая сумма которого 17,3 млрд рублей. В первом квартале Минобороны проплатит 11 млрд», — цитирует заявление Путина РИА «Новости».
«МиГ» находится в том состоянии, когда требуются не профилактические антикризисные меры, а конкретная помощь.
Чистый убыток компании в 2008 году составил 11 млрд рублей, а долги достигли 44, 8 млрд рублей.
По словам премьер-министра, в последнее время платежеспособность предприятия обеспечивалась не за счет собственных средств, а исключительно путем привлечения кредитных ресурсов. Только на обслуживание кредитного портфеля предприятие за последние три квартала израсходовало 4,4 млрд рублей. Наличие таких долгов привело к тому, что
включение предприятия в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), запланированное к весне 2009 года, было временно приостановлено.
<2>В ОАК, напомним, должны были войти 100% акций «МиГа», принадлежащие сейчас государству. В рамках возрождения не отдельного предприятия, а всей авиастроительной отрасли в 2007 году произошло официальное создание Объединенной авиастроительной корпорации, в которую вошли основные авиастроительные активы России. В частности, развитие сектора боевой авиации планировалось стимулировать за счет слияния в рамках ОАК потенциалов «МиГа» и «Сухого». Для усиления эффекта главой «МиГ» в декабре 2008 года был назначен Михаил Погосян, который одновременно является директором «Сухого» и вице-президентом ОАК. «МиГ» разрабатывал концепцию нового легкого истребителя МиГ-35 и беспилотного летательного аппарата, а «Сухой» занимался созданием истребителя Су-35. Интеграция этих двух авиапредприятий в ОАК, по расчетам специалистов, должна ускорить развитие боевой авиации в стране, в том числе создание боевого истребителя. «Мы стремимся получить синергетический эффект за счет оптимизации инфраструктуры, снижения производственных издержек, проведения единой технической политики, улучшения качества послепродажного обслуживания», — объяснил интеграцию Погосян.
Поддержка государства в данном случае выглядит соизмеримой проблемам предприятия, считают эксперты. «Думаю, что оставшуюся часть долга (после выделения средств на допэмиссию и госзаказа) компания сможет рефинансировать путем привлечения кредитов у государственных банков», — говорит аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Ленар Хасизов. С новыми кредитами или рефинансированием старых проблем не ожидается благодаря внесению «МиГа» в список предприятий ОАК, а обеспечением, по словам эксперта, послужат либо акции «МиГа», либо выручка от заказов.
«Планы по включению в ОАК задерживаются в лучшем случае до второго полугодия 2009 года»,
— уверен Хасизов. Продукция «МиГа» ориентирована на экспорт, поэтому компания должна выиграть от ослабления рубля. К тому же, напоминает аналитик, госзаказ остался на высоком уровне и в 2009 году его объем должен увеличиться в рублевом выражении на 33% — 1,3 трлн рублей (а в долларовом выражении ожидается сокращение на 5% — $36,6 млрд).