ФАС в ближайшее время может подготовить проект постановления правительства об отмене роялти — выплат иностранных авиакомпаний «Аэрофлоту» за перелеты над территорией России, заявил руководитель ведомства Игорь Артемьев. По мнению главы антимонопольной службы,
практика начисления роялти является «дикостью».
Затем проект обнуления выплат будет внесен напрямую в правительство, где его согласованием займется вице-премьер Сергей Иванов. Инициаторами отмены роялти стали мэр Москвы Юрий Лужков и гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов, направившие соответствующее предложение в ФАС еще в ноябре прошлого года. Их интересы так называемые «пролетные» платежи затрагивают напрямую: власти Москвы и госкорпорация создают конкурента «Аэрофлоту» — авиационный холдинг «Росавиа». «Роялти действительно ущемляют интересы других авиакомпаний, поскольку выплачиваются только «Аэрофлоту», — говорит эксперт ИК «ЦентрИнвест» Андрей Рожков. Однако в правительстве есть и противники изменения механизма выплаты роялти – это Минтранс и Минэкономразвития.
Официально размеры «пролетных» доходов не раскрываются. Но, несмотря на заявления главы ФАС о том, что ведомство не ставит целью «уронить «Аэрофлот»,
отмена роялти может серьезно пошатнуть позиции крупнейшего отечественного авиаперевозчика.
Только на слухах о возможной ликвидации платежей акции компании падали на ММВБ гораздо быстрее рынка — сразу на 58% за последние 2 месяца. Михаил Сайно из «Брокеркредитсервиса» полагает, что общая сумма доходов «Аэрофлота» от роялти до выплат налогов в бюджет может достигать $300–500 млн в год. По оценке Рожкова, «пролетные» доходы составляют 70–80% годовой чистой прибыли авиаперевозчика. Аналитик «Финама» Константин Романов считает, что сумма роялти даже превышает чистую прибыль компании и в случае его отмены «Аэрофлот» «может столкнуться с убытками».
Поэтому в условиях экономического кризиса правительство вряд ли решится ликвидировать платежи, солидарны эксперты отрасли. Кроме того,
роялти не будут отменены просто потому, что отказываться от дополнительных доходов сейчас невыгодно для России.
Вместе с тем, Сайно не исключает, что выплаты могут быть в перспективе перераспределены между разными государственными авиаперевозчиками, например, часть из них может пойти авиационному холдингу «Росавиа». Впрочем, по мнению Рожкова, было бы логично направлять эти деньги не авиакомпаниям, а государственным службам авианавигации — Росаэронавигации и Росавиации.
Но даже при сохранении роялти «Аэрофлоту» может понадобиться дополнительная госпомощь: в наступившем году эксперты прогнозируют падение объемов перевозок на 10–20%. В четверг ВТБ уже заявил о предоставлении авиаперевозчику кредитного лимита в объеме 2,5 млрд рублей. Эти деньги могут пойти в том числе на планирующуюся покупку «Аэрофлотом» чешской компании Czech Airlines, считают эксперты.
Кроме того, постепенно готовиться к отмене роялти и «Аэрофлоту», и России все же придется — обнуление этих платежей в 2014 году является условием вступления нашей страны в ВТО. ЕС уже сейчас выступает против платы за пролеты европейских перевозчиков над российскими территориями. Соответствующее соглашение между «Аэрофлотом» и европейскими авиакомпаниями было заключено еще в 70-х годах прошлого века по инициативе зарубежных перевозчиков как плата за более частые перелеты через Сибирь.