Минсельхоз предлагает ограничить не только ввоз продовольствия в Россию, но и внутреннее его производство. Начать министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предлагает с куриных яиц, по которым, по его словам, наблюдается перепроизводство. В этом сегменте отсутствует даже импорт, за исключением поставок из Белоруссии, добавил министр. «Мы подходим к тому, чтобы этот участок в птицеводстве в плановом порядке регулировать, может быть, через квоту», — сказал Гордеев на совещании в Тверской области во вторник. Для этого он намерен использовать саморегулируемые организации, в частности «Росптицесоюз». «Росптицесоюз» во вторник был недоступен для комментариев.
Через три года аналогичный механизм Минсельхоз намерен применить и к мясу птицы, ежегодный рост производства которого составляет 15–16%. Такие темпы, по словам Гордеева, позволят отечественным птицеводам уже в 2010 году довести производство до уровня продовольственной безопасности страны, который предполагает, что импорт должен обеспечивать 20% потребления.
Все это, по задумке министра, должно оградить российский рынок от «проблем перепроизводства», а также уберечь от падения цен, чтобы «не лихорадило наших производителей».
Впрочем, пока на рынках яиц и птицы не наблюдается этих тревожных явлений. Как отмечают эксперты, намеки на это на рынке яиц были в первой половине прошлого года, но затем многие птицефабрики переключились на выпуск мяса. Поэтому во второй половине года отмечалась даже нехватка яиц. Это подтверждается и динамикой цен:
среди продуктов питания яйца до середины лета были в лидерах понижения цен, а затем вышли в локомотивы инфляции. В итоге годовой прирост цен на них составил 7,5%.
По производству мяса птицы Россия действительно набрала неплохие темпы. «В 2008 году мы впервые превзошли показатель 1990 года, произведя 2,2 млн тонн птицы (в 90-м — 1,8 млн т)», — говорит директор ВНИИ птицеперерабатывающей промышленности Виктор Гущин. Но еще 1,2 млн тонн импортировалось. «На данный момент каждый производитель мяса птицы занимает свою нишу. Сбыт есть, спрос есть, причем треть продукции мы импортируем», — подтверждает эксперт рынка мяса птицы Института конъюнктуры аграрного рынка Ирина Антушева.
Но в целом это еще не перепроизводство. «Я считаю, у нас рынок только относительно насыщен. По покупательной способности — да, по объему потребления — нет», — считает Гущин. «В норме за год человек должен поглощать 72 кг мяса, мы – 57–58 кг», — уточняет эксперт. Конечно, большая часть съедаемого россиянами мяса — именно курятина как наиболее недорогой вид. Но снижение ее выпуска или даже остановка производства на нынешнем уровне означает, что россияне будут просто недоедать.
К тому же непонятно, делал ли Минсельхоз в своих расчетах поправку на кризис.
«Уже идет перераспределение — последние полгода люди переходят с дорогих сортов мяса на более дешевую курятину. Это увеличит спрос на мясо птицы. А импорт будет дорожать»,
— замечает Антушева. Это при том, что недавно министерство Гордеева ввело заградительные пошлины на импорт. Эксперты сомневаются, что эту нишу сможет занять отечественное производство других видов мяса. «Выпуск говядины в последующие годы вряд ли будет расти, дай бог, чтоб не упал. Свинины — может, но как скажется кризис на мясной отрасли, никто, наверное, сейчас не знает», — говорит Гущин.
Проблема падения цен для производителей мяса птицы тоже пока не стоит — на рынке происходит медленное повышение. Но
даже если ставить вопрос о поддержании рентабельности отечественных птицефабрик, то делать это нужно по-другому, настаивают эксперты. «Отпускная цена птицефабрик — 64–68 рублей за килограмм. На прилавках — 100 рублей. Торговая наценка — 1,5 раза. Почему на продаже зарабатывают больше, чем на всем производстве? Почему вместо ограничения производства не ограничить посредников»,
— недоумевает Гущин.
Сами производители считают меру преждевременной. «Стратегическая направленность предложения ясна, но мы пока не достигли показателей, обеспечивающих национальную продовольственную безопасность. Более того, с учетом текущей финансово-экономической ситуации реализация многих инвестиционных проектов в птицеводстве производителями просто остановлена, и неясна судьба уже начатых проектов. Хотя мы и ощущаем поддержку государства в этом вопросе, реального финансирования инвестиционных программ пока нет», — отмечает представитель Группы «Черкизово» Ирина Острякова.
К тому же, когда необходимый уровень безопасности будет достигнут, Россия может просто экспортировать излишки птицы. «Мы хотели бы стать экспортерами и успешно конкурировать с иностранными производителями», — признаются в «Черкизово».
Сейчас нет смысла применять квоты, соглашается Антушева: «В этом случае предприятия не будут развиваться. Мелкие производители будут скуплены большими компаниями». Экономисты тоже против мер, предложенных Гордеевым. «Я думал, что у нас рыночная экономика, лучшее для установления адекватных цен в которой — конкуренция. Рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителя. У нас в этом смысле она до сих пор недоразвитая, а такими мерами нам предлагается эту недоразвитость укрепить», — говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.