Использование навигационной техники позволит «улучшить управление работой всех видов транспорта и, в конечном счете, будет содействовать улучшению экологической ситуации в крупных промышленных центрах», - заявил Левитин в интервью агентству ИТАР-ТАСС. По словам министра, это коснется не только автомобилей, но и судов, поездов и самолетов.
С помощью навигационного прибора российской навигационной системы ГЛОНАСС человек можно определить местонахождение объекта с точностью до нескольких метров. Для этого прибор должен получить сигнал от спутника. При этом навигатор может быть встроен в гаджет (смартфон, КПК и т.д.).
Планы Левитина весьма масштабные. В России только коммерческих автомобилей, по данным Организации автопроизводителей России, в начале 2008 г. насчитывалось чуть более 6 млн.
Емкость рынка, без учета воздушных и морских средств, по данным «Русских Навигационных Технологий», оценивается в 50-90 млрд рублей.
О собственной системе навигации чиновники разных рангов говорили уже давно. Предполагалось, что уже в 2007 г. спутники ГЛОНАСС покроют всю территорию России, однако этого не произошло. Значение ГЛОНАСС подтвердил премьер-министр Владимир Путин, подписавший в конце августа 2008 г. решение об увеличении ее финансирования на 69 млрд рублей.
Это заявление властей подтолкнуло и частных инвесторов к развитию проектов, использующих ГЛОНАСС. В сентябре 2008 г. фонд «ВТБ-Венчурный» объявил об инвестировании 170 млн рублей в компанию «Русские Навигационные Технологии» («РНТ»), разрабатывающие системы мониторинга транспорта. Тогда ее представители заявляли о намерениях ежегодно оснащать автотрекерами 200-300 тыс. автомобилей.
Игроки рынка считают, что они выполнят план министра. «Мы уже давно наращиваем свои производственные мощности», - отмечает исполнительный директор «РНТ» Иван Нечаев.
В то же время они отмечают ряд трудностей, с которыми сталкиваются компании, реализующие проекты на основе ГЛОНАСС. «Для развития технологии необходимо оперативно создать мощное производство приемников и дешевых чипов в России», - уверен генеральный директор компании«Универсал-Телеком», выпускающей решения геопозиционирования и местоопределения под брендом Geolife, Константин Кравченко. Действительно,
пока существует лишь один приемник Glospace, способный принимать сигнал от российских спутников. По данным на осень 2008 г., его выпуск составляет 1-3 тыс. штук, в то время, как по данным SmartMarketing, в России за первое полугодие было продано 85 тыс. автонавигаторов.
В РНТ настроены оптимистичнее: как считает Нечаев, «проблема с оборудованием существует, но ее можно восполнить, если государство и бизнес будут работать над этим вместе». Кроме того, как отмечает директор по маркетингу «Универсал-Телекома» Петр Строганов, «существует проблема с актуальностью и правовым статусом карт». С ним не согласны в РНТ. «В настоящее время картографическая информация имеется в значительном объеме», — отмечает Нечаев из РНТ.
Эксперты же пока не верят в востребованность проектов, использующих ГЛОНАСС. «Пока эти продукты сырые», --рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик iKS Максим Савватин. По его словам,
внедрение продукта в установленные сроки не выглядит хорошей идеей. «Лучше было бы довести его до ума, протестировать в регионе и лишь потом рассматривать вопрос о повсеместном внедрении»,
--считает Савватин.
Впрочем, реализация масштабных планов может быть отложена и по другой причине. Как рассказал «Газете.Ru» осведомленный источник, программа ГЛОНАСС может быть свернута в связи с дефицитом бюджета.