Санкт-Петербург станет первым из городов России, принявшим документ о регулировании правил землепользования и застройки. С ними связаны весьма серьезные надежды и ожидания. Главное – это ясность в вопросах высотной застройки города. Его уже не первый год сотрясают громкие скандалы в связи с попытками застройщиков возвести какой-нибудь высотный объект. Это и газпромовский проект «Охта-центра», и многоэтажный комплекс «Монблан», построенный вопреки всем протестам.
В прошлом году уже не только общественность, но и городские власти, ранее лоббировавшие интересы строительного бизнеса, вдруг открыто заговорили об имеющихся «градостроительных ошибках», которые необходимо исправлять. К ним было, в частности, отнесено здание новой товарно-фондовой биржи, испортившее парадный вид стрелки Васильевского острова. Чиновники официально заявляли, что они «недосмотрели», строители «злоупотребили», но все будет исправлено и новые ошибки на карте города не появятся.
Соответственно,
в основу разрабатываемых правил изначально была заложена концепция «чаши», то есть допустимая этажность зданий повышалась по мере их удаления от центра.
Однако когда документ поступил на рассмотрение в заксобрание, депутаты с удивлением обнаружили там 273 так называемые «локальные доминанты». Иными словами – здания «протыкающие» ту самую «чашу». Заксобрание заявило, что в таком виде правила приняты не будут.
С резкой критикой проекта документа, предложенного городским правительством, выступила и прокуратура Санкт-Петербурга. По мнению ведомства,
«в существующем виде Правила землепользования и застройки противоречат действующему законодательству и нарушают государственные и общественные интересы».
Но в среду документ, который едва не стал яблоком раздора между исполнительной и законодательной властью северной столицы, был принят на удивление гладко – 47 голосов «за» и только 2 «против».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров признал, что «столь большой документ, который занимает более тысячи страниц, конечно, не лишен определенных недостатков». Тем не менее правительство посчитало возможным внести его в ЗС. «Некоторые позиции в федеральном законодательстве, в частности в Градостроительном кодексе, прописаны либо недостаточно четко, либо слишком «лобово», — ответил он на претензии по поводу несоответствия документа действующим законам. — Поэтому не все нормы могут впрямую применяться в таком городе, как Петербург. Мы договорились с прокуратурой, что для Петербурга возможно более широкое толкование некоторых пунктов. Прокуратура согласна с тем, чтобы документ был принят в первом чтении. А ко второму мы совместными усилиями уточним все понятия и формулировки».
Присутствовавший в зале заседаний ЗС представитель прокуратуры никакого протеста не выразил. Председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Никешин, ранее выступавший главным выразителем депутатского протеста, тоже высказался довольно обтекаемо: «Сейчас идет экспертная оценка высотных доминант, нарушающих высотную концепцию, предложенную в самом начале работы. Наша комиссия будет отстаивать свою позицию. Хотя и предлагает сейчас принять документ за основу». А вице-спикер ЗС Геннадий Озеров, представляющий фракцию ЛДПР, почему-то поспешил заверить собравшихся, что «законодательное собрание не испытывало никакого давления со стороны исполнительной власти».
Возможно, сговорчивость депутатов объясняется финансовыми проблемами, которые все равно не позволят отстроить все запланированные «доминанты».
Хотя по самому одиозному проекту — газпромовской башне «Охта-центр» — казалось бы, вопрос с финансированием был улажен. Шероховатости в диалоге газового концерна и правительства Санкт-Петербурга первоначально возникали из-за финансирования строительства нового стадиона для ФК «Зенит». Городские власти заявили, что раз «Газпром» не готов оказать финансовую помощь в этом проекте, то средства из бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год, предназначенные на «Охта-центр», будут вынужденно перераспределены на спортивный объект. Речь шла о 2,9 млрд рублей, заложенных в соответствующей целевой программе. Однако буквально пару дней назад, после состоявшихся в Петербурге переговоров Валентины Матвиенко и главы «Газпрома» Алексея Миллера, прозвучали заявления о том, что городские деньги могут вернуться в проект «Охта-центра» уже в феврале. Однако
не исключено, что планы на газпромовскую башню опять пересмотрят, ведь Петербург так и не стал столицей Форума стран — экспортеров газа.
Помимо всего прочего на том же заседании депутаты 42 голосами «за» при одном воздержавшемся приняли в третьем чтении закон о границах зон охраны памятников культурного наследия на территории Петербурга. Таким образом, на сегодняшний день Санкт-Петербург обзавелся пакетом документов, которые призваны определить, что можно и чего нельзя делать в северной столице с точки зрения градостроительства. Помимо закона о границах зон памятников и ПЗЗ это генеральный план развития и закон о зеленых насаждениях, защищающий от застройки парки и скверы.