«Российские железные дороги» (РЖД) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) согласовали тарифы на пассажирские перевозки, в результате рост стоимости проезда по итогам года составит 12–13%. В РЖД это называют
«гибким регулированием тарифов на дальние перевозки».
График регулирования на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливает ФСТ, на проезд в купе и СВ — РЖД по согласованию ФСТ. Урезают тарифы железнодорожники в те периоды, когда спрос на билеты невысок. Фактически это аналогично сезонным скидкам. В период спада понижение цен позволяет привлечь дополнительных пассажиров на железную дорогу, в период повышенного спроса стоимость билетов повышается.
В наступающем году тарифы на пассажирские перевозки будут выше базовых четко в праздничные периоды (6–7 января, 20–23 февраля, 6–9 марта, 29 апреля — 8 мая, 27–30 декабря) и на весь сезон отпусков (12 мая — 30 сентября). Своей нижней границы тарифный коэффициент достигнет 9–10 мая, в эти дни билеты можно будет купить на 55–60% дешевле. Дополнительный «бонус» получат пассажиры купейных вагонов, 1 января они получат возможность прокатиться за цену, на 55% ниже базовой. Остальное время цены будут ниже базового тарифа на 5–25%. Как неоднократно объясняло тарифное ведомство, «применение графика гибкого регулирования тарифов позволяет равномерно распределить пассажиропотоки в течение года и сократить убытки от перевозок дальнего следования РЖД». Однако для пассажира такое планирование не приведет к серьезному снижению расходов.
Цены на билеты вырастут в любом случае, на 12% в плацкартных вагонах и на 13% — в купейных и СВ.
Государственное регулирование тарифов для купейных и мягких вагонов устранено еще в 2001 году, однако верхнюю планку роста цен на билеты по-прежнему устанавливает ФСТ. Так, с начала 2008 года стоимость проезда в купе выросла на 19%, в плацкарте базовый тариф менялся дважды — с начала года вырос на 14%, а с 1 октября — еще на 12%.
При этом пассажирские перевозки для РЖД остаются убыточными, так как издержки растут быстрее тарифов.
«В отрасли отсутствуют долгосрочные источники финансирования этой убыточности, а существующая система тарифообразования не стимулирует снижение внутренних издержек, так как все убытки возмещаются либо субсидиями, либо доходами от грузовых перевозок», — считает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.
В мировой практике пассажирские перевозки во всех странах субсидируются государством. Отличаются лишь размер и механизмы субсидирования.
«Поэтому если правительство намерено выполнять программу структурной реформы, то альтернативы субсидиям в пассажирском сообщении не существует», – считает аналитик ИПЕМ. Это показывает и пример других стран — например, пассажирские перевозки в США, Франции, Германии также дотируются государством. Субсидирование в России потребует от государства больших затрат, в частности из-за размера территории, низкой плотности населения и заниженных цен на билеты.