Михаил Прохоров и Владимир Потанин никак не закончат свой шумный развод. Главный общий актив предпринимателей — «Норникель» — потерял контроль над собственным негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Фонд фактически перешел под управление «Онэксима» Прохорова — экс-гендиректора и бывшего акционера компании, который еще весной продал свой блок-пакет бумаг ГМК.
Раньше все ключевые решения в отношении фонда, в том числе о смене состава его совета, принимал только гендиректор «Норникеля» (сейчас на этом посту работает экс-глава Ростуризма Владимир Стржалковский). Но после принятия поправок в устав компании летом этого года это право перешло председателю совета фонда, которым является ставленница Прохорова исполнительный директор «Онэксима» Ольга Голодец. Кроме того, президентом фонда стал гендиректор подконтрольной тому же Прохорову страховой компании «Согласие» Игорь Жук. Это означает, что
распоряжаться средствами НПФ предприниматель может почти бесконтрольно. «Именно президент и совет фонда принимают решения соответственно об инвестициях и распределении дохода от инвестирования пенсионных резервов»,
— поясняет вице-президент НПФ «Пенсионный фонд Промышленно-строительного банка» Елена Потапченко.
Контроль над средствами фонда особенно важен в период кризиса ликвидности, когда всем участникам рынка крайне необходимы финансовые средства, отмечают эксперты рынка. Кроме того, «Норникель» сейчас испытывает трудности из-за рекордно низких цен мировых цен на никель — видимо, поэтому ГМК обеспокоился управлением средствами фонда именно сейчас.
Объем пенсионных резервов фонда, по данным на 1 октября этого года, составлял 7,7 млрд рублей,
по этому показателю фонд занимал 8-е место среди российских НПФ. Только в 2008 году на взносы в фонд ГМК направил 531 млн рублей. В «Норникеле» опасаются за качество управления активами фонда, в особенности в период кризиса. Из-за этого могут пострадать работники компании, чьи средства вложены в этот фонд.
«Норникель» подал два иска с целью отменить регистрацию изменений в устав и еще один — о защите интеллектуальной собственности — компания хочет запретить НПФ использовать его нынешнее наименование, рассказали «Газете.Ru» в ГМК.
Никелевый гигант уверен, что в связи с утратой контроля над НПФ нарушены права и законные интересы компании, так как изначально пенсионный фонд брал на себя пенсионное и социальное обеспечение работников ГМК. Правда, работникам перемены пока не грозят: согласно законодательству, смена руководства фонда и прочие изменения никак не влияют на обязательства НПФ, прежде всего по выплате пенсий участникам, подчеркивает Потапченко. Источник, близкий к «Норникелю», рассказывает, что
сам Прохоров как бывший гендиректор ГМК также не останется без пенсионных выплат: он будет получать пожизненную корпоративную пенсию в 250 тысяч рублей ежемесячно.
Кстати, пенсионный фонд — уже не первый актив ГМК, который Михаилу Прохорову удалось получить под свое управление. Еще летом разгорелся скандал, связанный с выводом геологоразведочных активов «Норникеля» в новую горнодобывающую компанию Прохорова – «Интергео». Тогда «Норникель» начал служебное расследование в отношении своего бывшего замдиректора – Максима Финского, который перешел работать к Прохорову. После этого «Интергео» объявила себя владельцем ряда лицензий, ранее значившихся за ГМК. А недавно компания Прохорова предложила «Норникелю» выкупить у нее 12 спорных лицензий за $175 млн. Пока решений по этим активам совет директоров компании не принял.