Во вторник по всему миру перестал работать сервис мгновенных сообщений ICQ, известный как «аська». Это вызвано тем, что компания прекратила поддержку старых версий клиентской программы, необходимой для работы сервиса. На официальном сайте разработчики предлагают обновить клиента ICQ до версий 6.5 или Lite.
Как сообщила «Газете.Ru» Светлана Мукосеева из PR-агентства Spice Group (представляет интересы ICQ в России), сейчас проводятся технические работы, которые планируется завершить до конца вторника. Она подтвердила, что после обновления протокола старые версии ICQ не смогут работать.
То же самое касается и альтернативных клиентов, которые были созданы сторонними по отношению к ICQ разработчиками (например, QIP и Miranda).
Леонид Делицын из ИК «Финам» полагает, что таким образом компания ICQ пытается заставить пользователей отказаться от альтернативных клиентов. Ведь сервисы мгновенных сообщений зарабатывают на показе рекламы, а в случае, например, с клиентами QIP компания ICQ не получает никаких отчислений.
Впрочем, добиться своей цели ICQ вряд ли удастся. В интернете уже появилась обновленная версия популярного в России клиента QIP, которая поддерживает измененный протокол «аськи».
Более того, некоторые пользователи могут вообще отказаться от ICQ.
«Это уже далеко не первая проблема, которая возникла у данного сервиса. Есть ощущение, что очередные изменения могут стать «последней каплей» для многих пользователей», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Mail.ru Валерия Комиссарова.
Впрочем, массовым исход из «аськи» не станет. Делицын полагает, что отток аудитории может составить всего несколько процентов. Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова считает, что в России таких людей будет немного, так как у нас нет реальной альтернативы ICQ. «Чтобы пользователи массово перешли на другой мессенджер, «аська» должна рухнуть на длительный срок», — рассказала «Газете.Ru» Крылова.
В долгосрочной же перспективе аудитория традиционных мессенджеров будет сокращаться вне зависимости от сбоев в их работе.
Постепенно пользователи будут отдавать предпочтение службам, которые совмещают услугу мгновенных сообщений с другими услугами.
Делицын приводит в пример интегрированные сервисы электронной почты и мгновенных сообщений от Google (GoogleTalk и Gmail) и Microsoft (Windows Live Messenger и Hotmail). Крылова называет перспективным сервис Skype, который в дополнение к голосовой почте также предоставляет услугу мгновенных сообщений.
В последнее время сбои в работе ICQ случаются регулярно. В марте 2007 года сервис в течение нескольких часов был недоступен во всем мире, а в апреле того же года перебои затронули Россию и Германию. В конце мая и начале октября 2008 года российские пользователи вновь испытывали проблемы с доступом к «аське». Как правило, перебои связаны либо с неполадками на сервере, либо с проведением технических работ. Подобные сбои пока не имели для пользователей долговременных последствий и не приводили к потере личных данных.