Пересмотр финансового плана и инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) пройдет в четверг на заседании правительства. По обоим пунктам ожидается существенное сокращение. Цифра в 388 млрд рублей, называемая после пересмотра инвестиционных планов, на 1,5% превышает показатель прошлого года. Тем не менее, это на четверть меньше называемых в начале текущего года прогнозов в 480 млрд. Немалую долю инвестиций в последующие годы потребует реализация так называемых «сочинских» проектов. На 2009 год их выполнение требует инвестиций в объеме 58,7 млрд рублей, на 2010 год — 125,2 млрд рублей, на 2011 год — 187 млрд рублей. Это составляет от 13,5 до 30% общего объема инвестиций, запланированных компаниями. Их источником станут средства, полученные за счет целевой дополнительной индексации тарифов на грузоперевозки в среднем на 1%, а также средства, внесенные в уставный капитал компании.
Существенно изменится и объем чистой прибыли РЖД в 2008 году: он снизится на 43% до 5,6 млрд рублей, сообщает «Интерфакс» данные материалов к заседанию. В дальнейшем прогнозы зависят от продвижения реформы отрасли, пока чистая прибыль в 2009 году ожидается на уровне 3 млрд рублей, в 2010 – 39,8 млрд рублей (за счет реализации пакетов акций дочерних и зависимых обществ), а в 2011 году ожидания чистой прибыли опускаются до суммы в 1,4 млрд рублей. Резкий скачок выручки на 2010 год должны обеспечить временно отложенные IPO «Трансконтейнера» и продажи акций «Рефсервиса».
И все же выручка от основной деятельности РЖД в 2008 году превысит прошлогодние показатели на 14% и составит 1,112 трлн рублей. В том числе от грузовых и пассажирских перевозок она составит 1,028 трлн рублей. Выручку в дальнейшем компания планирует постепенно повышать, так уточненный финансовый план предполагает в 2009 году получить 1,208 трлн рублей, в 2010 году – 1,377 трлн рублей, а в 2011 году – 1,576 трлн. Эти расчеты выполнены исходя из уровня индексации тарифов в 2010 году на 11%. Отметим, что более 90% каждой суммы составляет доход от грузовых перевозок.
«На протяжении ряда лет наблюдается тенденция к росту убытков в сфере пассажирских перевозок, так как темпы роста издержек выше темпов роста инфляции и темпов роста тарифов на пассажирские перевозки»,
— считает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта «Института проблем естественных монополий» (ИПЕМ) Владимир Савчук. При этом, добавляет аналитик, в отрасли отсутствуют долгосрочные источники финансирования этой убыточности, а существующая система тарифообразования не стимулирует к снижению внутренних издержек, так как все убытки возмещаются либо субсидиями, либо доходами от грузовых перевозок.
В мировой практике пассажирские перевозки во всех странах субсидируются государством, будь то Япония, Германия, Франция или США. Отличаются лишь размер и механизмы субсидирования. «Поэтому,
если правительство намерено выполнять программу структурной реформы, то альтернативы субсидиям в пассажирском сообщении не существует»,
— считает аналитик ИПЕМ. И все же в России покрытие убытков пригородного пассажирского сообщения еще долгое время будет происходить за счет грузоперевозок, — так называемое перекрестное субсидирование. Причиной тому, по словам Владимира Савчука, послужит нерешенность вопроса с компенсацией убытков в пригородном сообщении на региональном уровне, особенно в депрессивных регионах.
Тенденции к снижению чистой прибыли ростом убыточности пассажирских перевозок частично объяснить можно, но все же это уже привычная проблема РЖД.
Необходимость же пересмотра прогнозов прибыли и инвестиционной программы на текущий год связаны исключительно с мировым финансовым кризисом,
считают аналитики. «Газета.Ru» неоднократно писала о том, насколько негативно сказались на реальном секторе экономики опасения банковских структур, которые привели к кредитованию предприятий по более высоким ставкам.
«РЖД затронуло удорожание займов для финансирования основной деятельности и финансирования инвестиций»,
— уверен аналитик «ЦентрИнвест Груп» Андрей Рожков.
Но основной причиной снижения прогнозов, по мнению аналитика, является сокращение спроса на продукцию добывающих предприятий на фоне снижения мировых цен на сырье. Согласно данным РЖД,
сокращение спроса на сырье снизило объем перевозок в октябре 2008 года на 4,4% по отношению к октябрю 2007 года и составило 112,3 млн тонн.
В годовом исчислении грузооборот за октябрь понизился на 2,5%. «Несмотря на то, что общие грузоперевозки РЖД за десять месяцев выросли в годовом измерении на 1,2%, — говорит Андрей Рожков, — такого прироста может не хватить для роста грузоперевозок РЖД по итогам всего 2008 года». Естественно, что сокращение наиболее рентабельной деятельности не может не сказаться на итоговых прогнозах.