Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России потребует от хлебокомбинатов снижения отпускных цен на свою продукцию. Об этом в эфире телеканала «Вести» заявил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. «Мы будем требовать, чтобы цена на хлеб не только не повышалась, но снижалась», — заявил Артемьев. По его словам, эта проблема уже обсуждалась с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым, которому сложившаяся на рынке ситуация тоже не нравится.
Недоумение у антимонопольщиков вызвало несоответствие динамки цен на зерно и на готовые изделия. «Цена на пшеницу упала в 2,5-3 раза, почему хлеб должен расти?» — сказал Артемьев. «Если наши коллеги на мукомольных комбинатах, на хлебокомбинатах считают, что мы простофили и этого не видим, то это не так. Поэтому сейчас хлебозаводы столкнутся с тем, что к ним придут с проверкой», — предупредил производителей глава ФАС.
Напомним, что с начала 2008 года хлеб из муки первого и второго сортов в России подорожал в среднем на 23,6%, ржаной хлеб прибавил в цене 25,4%, а мука подорожала на 24,1%. Производство же хлеба и хлебобулочных изделий в России за этот период упало на 3,7% (до 5,6 млн тонн).
Российский зерновой союз прогнозирует, что к концу 2008 года рост цен на хлеб может достигнуть 30%.
Ранее, «для обеспечения стабильности на товарных рынках РФ на фоне кризисных явлений на финансовых рынках» ФАС поручила своим региональным подразделениям проводить ежемесячный мониторинг рынков социально значимых продуктов питания: хлеба, молока, подсолнечного масла. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства региональным отделениям ФАС поручено информировать центральный аппарат ведомства и принимать меры антимонопольного реагирования. Год назад правительство также безуспешно пыталась обуздать инфляцию, принудив ряд производителей и ритейлеров «заморозить» цены на социально-значимые продукты (хлеб, молоко, яйца и др.).
Новые предписания правительства из-за более радикального характера могут оказаться более эффективными, но иметь более болезненные последствия для производителей.
«Инициатива ФАС бороться с ростом цен на хлеб логична, учитывая динамику цен на зерно, — говорит аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая. – Но дело в том, что в конечной цене доля зерна составляет лишь около 40%, остальную стоимость формируют затраты на производство, оборудование, бензин, зарплаты рабочим». «Это начинание ФАС может позитивно повлиять на настроение потребителей, но это, в основном, социально-незащищенные слои населения, именно они – основные покупатели хлеба в России», — рассуждает аналитик.
Но для производителей реализация идеи ФАС может иметь негативные последствия. «Если хлебозаводы заставить сейчас понизить цены, это лишит производителей стимулов», — считает Яроцкая. Причем если для крупных игроков рынка снижение цены обернется финансовыми убытками, то для небольших хлебокомбинатов это будет еще более болезненно. «Мелкие региональные производители в нынешних условиях финансового кризиса могут оказаться вынужденными выйти из бизнеса, продаться более крупным игрокам. Это может стать катализатором процесса консолидации на этом рынке», — предполагает эксперт.