«Аэрофлот» обратился к Министерству транспорта с просьбой передать ему госпакет акций авиакомпании S7 («Сибирь»). «Прошу Вас поддержать предложение о передаче блокирующего пакета акций ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в размере 25,5% в прямое управление ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» и инициировать соответствующие нормативные акты», — говорится в письме генедиректора «Аэрофлота» Валерия Окулова в Министерство транспорта. В дальнейшем «Аэрофлот» рассчитывает выкупить и долю частных акционеров компании: «Для консолидации внутренних перевозок в настоящий момент мы прорабатываем возможность приобретения авиакомпании S7 — второго по величине перевозчика на внутреннем рынке страны», — цитирует «Интерфакс» обращение Окулова.
С S7 «Аэрофлот» вопросов покупки не обсуждал, сообщает официальный представитель S7 Кирилл Алявдин. «Никакого письма с такими предложениями мы не получали, консультаций с «Аэрофлотом» не проводили и не вели и не ведем с данной авиакомпанией никаких переговоров о продаже», — цитирует реакцию Алявдина РИА «Новости».
Согласно предложению «Аэрофлота» на базе обеих компаний предполагается создать современный унифицированный воздушный флот и совмещенную международную и внутреннюю сеть маршрутов с хабами в крупных городах России.
По мнению Окулова, этот шаг позволит справиться с нынешним кризисом отрасли и дать ей возможность для дальнейшего развития.
Авиакомпания «Сибирь» на данный момент является второй российской авиакомпанией по объемам перевозок на международных маршрутах, но лидирует на внутреннем рынке страны.
Возможное объединение могло бы создать мощнейшего авиаперевозчика на территории России, однако в таком случае о рыночной конкуренции в отрасли можно надолго забыть.
Единственным потенциальным соперником «Аэрофлота» может стать образуемая сейчас авиакомпания «Авиалинии России» (основные акционеры — «Ростехнологии» и правительство Москвы), но и ей для начала полноценного функционирования потребуется много времени. Отметим, что в состав новой авиакомпании войдут те активы, которые «Аэрофлот» ранее планировал консолидировать в виде своей «дальневосточной дочки».
«Передача госпакета S7 «Аэрофлоту» никак не скажется на деятельности компании, если контрольный пакет останется у Филевых (63,26% акций принадлежит заместителю гендиректора по финансам Наталье Филевой, гендиректором S7 является ее супруг Владислав Филев. – прим. «Газеты.Ru»)», — считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Михаил Сайно. А частные акционеры, по мнению аналитика, в нормальной ситуации никогда не согласятся на продажу своего пакета. Они это сделают только в том случае, если финансовое положение компании будет совсем тяжелым.
Подтолкнуть руководство S7 к принятию предложения «Аэрофлота» может топливный и финансовый кризис.
Несмотря на отказ от использования самолетов российского производства, что снизило расходы компании на авиакеросин, компания находится в стесненном положении, ведь для полноценной замены парка она приобретает большое количество дорогостоящих лайнеров Boeing и Airbus. В среду S7 предоставила Росавиации информацию о потребностях в госкредитовании на 2008-2009 год — в первую очередь именно на покрытие внешних кредитов. «Получение кредитной поддержки из бюджета позволило бы погасить наиболее дорогостоящие из действующих кредитов. Текущая деятельность компании будет по-прежнему финансироваться за счет собственных средств», — говорится в сообщении компании.
Вопрос о передаче «Аэрофлоту» госпакета «Сибири» уже поднимался, но государство сочло более перспективным выставить акции компании на открытые торги. Правда, тогда – в начале 2007 года – ни одной заявки на покупку «Сибири» не поступило. Сейчас шанс на получение госпакета возрос, тем более что запрос от «Аэрофлота» идет под темой вывода отрасли из кризиса, говорит Константин Юминов из Rye, Man & Gor Securities. Тем не менее,
по сути, «это красивое название, прикрытие для возможности укротить конкурента»,
считает аналитик. По его мнению, обладание даже блокирующим пакетом даст возможность «Аэрофлоту» замедлить дальнейшее развитие S7 и диктовать компании свои условия.