Для снижения издержек, вызванных падением спроса на автомобили, «Группа ГАЗ» приняла решение с 6 по 10 октября текущего года приостановить производство грузовиков. «Компания принимает комплексные меры для возможных негативных последствий кризиса финансовой системы. Лизинговые компании и банки фактически прекратили работу с нашими частными потребителями, поставщиками автокомпонентов, дилерами», — цитирует РИА «Новости» пресс-секретаря «Группы ГАЗ» Олега Гамова. Помимо этого, как рассказали аналитики рынка, выпуск «ГАЗелей» остановлен уже около двух недель назад.
Для рынка событие заметное: среди российских производителей грузовых автомобилей доля производства ГАЗа превышает 50%. За четыре дня простоя не будут выпущены 2 тысячи машин, сообщила «Газете.Ru» Елена Матвеева, директор по коммуникациям холдинга «Русские машины» (основной акционер ГАЗа). В связи с ростом цен на сырье и удорожанием лизинга до конца года на предприятиях «Группы ГАЗ» вводится гибкая система производства. «Каждые несколько месяцев будет устанавливаться новая планка по объемам производства в зависимости от наличия конкретных заказов», — объяснила представитель «Русских машин». Пока это касается лишь выпуска грузовиков и «ГАЗелей», но если схема окажется эффективной, она может быть распространена и на производство легковых автомобилей и двигателей. По словам Матвеевой, несмотря на введение новой схемы деятельности, итоговый план по производству на 2008 год пока пересмотрен не будет.
Проблема ГАЗа — лишь частный случай, отражающий общую тенденцию. «Причина остановки производства в том, что из-за кризиса банки и лизинговые компании либо вовсе прекращают работать с клиентами, либо ужесточают условия по кредитам»,
— поясняет исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. А грузовики чаще всего покупают именно в кредит или берут в лизинг. Среди клиентов ГАЗа много фирм, занятых обеспечением городских перевозок. «Большинство «ГАЗелей» — это маршрутки. Компании, которые обеспечивают таксопарки, сейчас также переживают непростые времена: у них еще наверняка остались прежние кредиты, которые нужно выплачивать, и брать на себя новые обязательства им просто не по силам», — заметил специалист. Кроме того, по его словам, резкий спад продаж совпал с ростом цен на сырье. В таких обстоятельствах продолжать выпуск автомобилей становится просто невыгодно.
На временную приостановку производства были вынуждены пойти и иностранные автопроизводители, например, Skoda, Opel, Daimler и BMW. Впрочем, по мнению специалистов,
экономический кризис скажется на огромном спектре отраслей, от недвижимости до мобильных телефонов.
«В Башкирии прекратил производить бетономешалки один из заводов КамАЗа. Дело в том, что строительный сектор также активно страдает в нынешних условиях, — убежден Коровкин. — Это системный кризис, и если ситуация не изменится в лучшую сторону, впереди еще больше остановок на производствах. Производителям не обойтись без помощи со стороны государства». В конце дня стало известно, что КамАЗ вообще сократил планы производства на 2008 год на 20%, сообщает агентство «Интерфакс». Также руководство компании приняло решение перейти на четырехдневную рабочую неделю.
Положение поставщиков компонентов, сборщиков и дилеров любой из отраслей напрямую зависит от разрешения ситуации с ликвидностью. То есть финансовый кризис все больше преображается в кризис промышленный. «Принятые предприятиями меры являются рядовыми шагами в сложившейся ситуации, — считает аналитик «Финама» Дмитрий Кипа, — но снижение производства продолжится до конца года, в дальнейшем есть шанс на выравнивание положения». Другие аналитики не столь оптимистичны, Ленар Хасизов из Rye, Man & Gor Securities уверен, что
дела будут плохи до лета следующего года, существенно снизятся как темпы экономического роста, так и деловая активность.
Пик кризиса придется на конец этого года. Согласно прогнозам объединения среднего бизнеса «Деловая Россия», рост цен на энергию, сырье, рабочую силу, а также подорожание кредитов привели к столь резкому увеличению издержек, что до конца года могут не дожить 40% российских предприятий.