Россия обратилась к властям Великобритании с запросом о выдаче находящегося в розыске экс-главы нефтяной компании «Русснефть» Михаила Гуцериева. «Нам известно, что Гуцериев находится в Англии. Отправлен запрос на его экстрадицию», – сказал «Газете.Ru» начальник управления Следственного комитета при МВД Игорь Цоколов. Кроме того, по словам Цоколова, дело компаньонов Гуцериева по «Русснефти» – Игоря Еланского и Виктора Курочкина – сейчас уже находится в суде.
Напомним, что Гуцериева и еще трех предпринимателей — Сергея Бахира, Игоря Еланского и Виктора Курочкина — обвиняют в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах.
По подсчетам Генпрокуратуры, «Русснефть» должна государству около 740 млн рублей.
Правоохранительные органы заинтересовались деятельностью «Русснефти» в ноябре 2006 года, когда были заведены дела против трех «дочек» компании – ЗАО «Нафта-Ульяновск», ОАО «Ульяновскнефть» и ОАО «Аганнефтегазгеология». По мнению сотрудников Генпрокуратуры, в 2003–2004 годах эти компании нарушали лицензионные соглашения, превышая лимит добычи нефти и газоконденсата, и незаконно получили доход от сверхдобычи в размере 7,7 млрд рублей.
Сама «Русснефть» тогда заявила, что подсчет ее общего дохода был произведен некорректно, и сумма, вычисленная Генпрокуратурой, превысила реальный доход компании в 28 раз. Однако в мае прошлого года президенту «Русснефти» Михаилу Гуцериеву и его компаньонам было предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве. А через месяц были арестованы сначала 50%, а потом и 100% акций «Русснефти».
Федеральная налоговая служба России обвинила руководство компании в нарушении законодательства путем распыления акций «Русснефти» через длинную цепочку сделок купли-продажи. ФНС сочла, что сделки по этим акциям совершались по заниженным ценам. Помимо этого имели место и налоговые нарушения. В итоге Михаил Гуцериев ушел с поста президента компании, а в августе покинул территорию РФ. Долгое время ходили слухи, что бизнесмен нашел убежище в Великобритании.
В конце августа Тверской суд Москвы выдал санкцию на заочный арест бывшего главы «Русснефти».
По словам юристов, в России Михаила Гуцериева ждет судебное разбирательство по ч. 2 ст.171 (незаконное предпринимательство, совершенное группой лиц в особо крупном размере) и ч. 2 ст.199 (уклонение от уплаты налогов с организаций) УК РФ. «Учитывая попытку скрыться от следствия, он вряд ли может рассчитывать на то, что приговор ограничится штрафами (в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет). Скорее всего, Михаил Гуцериев получит реальный срок лишения свободы, максимально предусмотренный этими статьями, — 6 лет», — объясняет директор департамента по судебным искам НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Наталья Свиридова. Более того, по мнению Свиридовой,
прокуратура может ходатайствовать об увеличении этого срока.
Однако вначале нужно получить согласие британской стороны на экстрадицию. А это, по словам экспертов, маловероятно. Как сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, Великобритания не выдает находящихся в розыске лиц, если в деле, заведенном против них, существует малейший намек на политику. «Я думаю, что Гуцериев пополнит российскую олигархическую эмиграцию в Лондоне, — полагает Макаркин. – Он будет доказывать, что его дело — политическое. Во-первых, Гуцериев был и депутатом, и вице-спикером российской Госдумы. Во-вторых, он был одной из влиятельнейших политических фигур Северного Кавказа, и в СМИ неоднократно проходили заявления о том, что его конфликт с российскими властями имеет именно кавказские корни. Кроме того,
у Гуцериева отняло компанию государство».
По мнению политолога, если даже российским правоохранительным органам удастся прорвать эту линию обороны, бывший президент «Русснефти» сможет апеллировать к тому, что выдача будет опасна для его жизни, и провести параллель с Магомедом Евлоевым — владельцем оппозиционного сайта «Ингушетия.Ru», который был недавно убит во время ареста. «С учетом плохих отношений России и Великобритании, которые обострились после августовских событий в Южной Осетии, пробить эти линии обороны будет крайне сложно», — резюмирует эксперт.