Немецкий концерн E.ON AG примет участие в газпромовском проекте освоения Южно-Русского нефтегазового месторождения. В четверг предправления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и предправления E.ON AG Вульф Бернотат подписали соглашение о совместной разработке месторождения.
«Газпром» пошел по уже известному пути, пустив нового участника в обмен на активы.
В результате E.ON AG получит 25% минус одну обыкновенную именную акцию в уставном капитале ОАО «Севернефтегазпром» (оператора проекта) и тем самым примет участие в освоении Южно-Русского месторождения.
В свою очередь, «Газпрому» отойдет 49% в ЗАО «Геросгаз», владеющем 2,93% акций ОАО «Газпром». В результате право собственности на данный пакет акций полностью перейдет к «Газпрому», а E.ON Ruhrgas сохранит за собой прямое владение оставшимися у него 3,5% акций российской монополии. Соглашение вступит в силу 1 января 2009 года.
Подписание соглашение ознаменовало окончание четырехлетних переговоров по вхождению E.ON в проект Южно-Русского месторождения. «Стороны рассматривали немало вариантов, в частности, возможность получения «Газпромом» долей в электростанциях Германии, Венгрии или Великобритании», — напоминает управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский.
Эксперт указывает, что «Газпром», воодушевленный успешными переговорами в 2006 году с еще одним немецким участником проекта – концерном BASF, закончившимися для российского холдинга получением энергетических активов, надеялся на аналогичный результат и с E.ON. Однако к общему решению придти не удалось. «Еще в 2004 году E.ON предлагала «Газпрому» выкупить в обмен на активы его же собственные акции. Тогда газовый холдинг отказался. В июне этого года E.ON повторила свое предложение, озвучив сумму предполагаемой сделки — $7 млрд. Хотя стоимость сделки все-таки оказалась ниже – на данный момент капитализация «Газпрома» составляет около $184,74 млрд, а значит, 2,93% акций стоит около $5,4 млрд», — объясняет эксперт.
По подсчетам Андриевского, это почти в три раза больше, чем заплатила BASF, сделка с которой стоила $2 млрд. «За полтора года доля в месторождении значительно подорожала за счет роста цен на энергоносители», — говорит эксперт.
Тем не менее участники рынка считают, что условия взаимовыгодны для обеих сторон. «Стоимость барреля нефтяного эквивалента и капитализация «Газпрома» в настоящее время снизилась, поэтому в нынешних условиях обмен выгоден и достаточно равноценен», — считает начальник отдела фундаментального анализа финансовой корпорации «Открытие» Наталья Мильчакова. По мнению эксперта,
трудно представить более выгодные активы для «Газпрома», чем его собственные акции.
«У Газпрома раздутая инвестпрограмма, — продолжает Мильчакова. – Без привлечения внешнего инвестора ее не осилить. А лучше E.ON не найти, у него были самые сильные мотивы участвовать в Южно-Русском, так как Германии очень нужен газ». «Кроме того, запасы Южно-русского месторождения относятся к категории трудноизвлекаемых, и опыт немецких компаний придется «Газпрому» весьма кстати», — отмечает Андриевский.
Немаловажен и политический аспект. «Эта встреча закрепила статус Германии, как важнейшего энергетического партнера России. Это особенно значимо в свете совместной реализации проекта строительства газопровода «Норд Стрим». К тому же вследствие обострения отношений России и Запада после южноосетинского конфликта «Газпрому» сейчас нужен сильный партнер в Европе», — резюмирует Андриевский.