Михайловский ГОК, входящий в «Металлоинвест», заручившись поддержкой влиятельной госкорпорации «Ростехнологии», победил консорциум государственных железных дорог, госбанка ВЭБ и второй медной компании в России УГМК. Напомним, что совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов накануне заседания конкурсной комиссии встречался с президентом Дмитрием Медведевым.
Крупнейшее в России и третье в мире месторождение меди Удокан власти обещали продать с 1992 года, долгожданное решение планировали объявить 17 сентября, но неожиданно сделали это на неделю раньше срока.
Борьба за Удокан долго была одной из главных интриг российской металлургической отрасли. Власти много раз пытались продать месторождение, но каждый раз что-то мешало.
От участия в нынешнем конкурсе последовательно отказались все частные компании, претендовавшие на победу в одиночку и не имевшие поддержки госструктур.
Последней из борьбы вышел подконтрольный «Базэлу» Олега Дерипаски «Союзметалресурс». Первым решил не участвовать в конкурсе «Онэксим» Михаила Прохорова, объяснив свой шаг конфликтом интересов с «Норникелем». Следом отказался считавшийся долгое время фаворитом в гонке «Норникель», который рассудил, что его самостоятельное участие нецелесообразно. Правда, никелевая компания дала понять, что может вступить в альянс с победителем, если такая возможность представится. 15 августа глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов назвал «Норникель» возможным партнером консорциума в случае его победы. Билетом «Норникеля» в СП с «Ростехнологиями» и «Металлоинвестом» должны стать лицензии компании на месторождения в Забайкальском крае, где находится Удокан. Присоединиться к победителю, если тот позовет, обещал во вторник и «Онэксим».
Удоканское месторождение входит в список стратегических, поэтому немаловажную роль на конкурсе эксперты отводили степени политического веса его участников.
К тому же многие аналитики давно говорили, что победить сможет лишь компания или консорциум с госучастием.
Михайловский ГОК еще до итогов конкурса заручился поддержкой госкорпорации «Ростехнологии». Глава корпорации Сергей Чемезов неоднократно говорил о создании альянса с победителем и обещал внести в консорциум доли в российско-монгольских горнометаллургических предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет».
Аналитики объясняют участие «Ростехнологий» в разработке месторождения, прежде всего, большим влиянием как госкорпорации, так и ее главы Чемезова. Этот административный ресурс понадобится, например, при необходимости найти инвестиции на развитие инфраструктуры. Удоканское месторождение – крупный и очень сложный объект для освоения, особенно учитывая нынешнюю конъюнктуры медного рынка (падающие цены на медь), говорят аналитики, предполагающие, что в проект позовут еще кого-то.
«Металлоинвесту» все равно придется привлекать к сотрудничеству компанию, имеющую опыт по добыче и переработке меди. Такой компанией может стать ГМК «Норильский никель», — предполагает аналитик «Брокеркредитсервиса» Олег Петропавловский. «Норникель» в этом случае также сможет разделить с «Металлоинвестом» часть затрат, которые обещают быть немалыми. Михайловский ГОК уже пообещал вложить в проект более 100 млрд рублей. Заместитель гендиректора «Ростехнологий» Алексей Алешин заявил, что госкорпорация собирается вложить в проект около $1 млрд.
Аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский предполагает, что, теоретически, к разработке месторождения могут пригласить «Онэксим» Михаила Прохорова или входящий в десятку медных компаний мира казахстанский «Казахмыс». Игорь Нуждин из банка «Зенит» не исключает, что
присоединиться к разработке месторождения может какая-нибудь иностранная компания.
Правда, из-за уникальности проекта пока сложно оценить, сколько средств понадобится для его воплощения.
К тому же на итоговую стоимость разработки Удокана и на поведение инвесторов могут повлиять цены на медь, которые сейчас упали с летнего пика на 20%. Есть опасения по поводу цен на медь и в долгосрочной перспективе, говорит Сосновский. Это может существенно сдвинуть сроки окупаемости. Однако участие государства в данном случае станет положительным фактором — в случае возникновения проблем властям придется помочь в реализации статусного проекта.