Google запустил бета-версию собственного браузера Google Chrome в более чем 100 странах. Об этом в официальном блоге компании сообщил вице-президент компании Сундар Пинчай. Первоначально браузер будет работать только под Windows, но в будущем планируется выход версий под Linux и Mac OS. В Chrome будут использованы элементы чужих программ — WebKit Apple и Firefox, а также собственные разработки Google. Браузер будет open-source-проектом, это означает, что его исходный код открыт и сторонние специалисты смогут развивать и улучшать программу.
В Google обещают, что новый браузер будет оптимизирован для работы с интерактивными онлайн-приложениями, а также окажется более быстрым и безопасным, чем предложения конкурентов.
В частности, приложения, расположенные на веб-странице, будут запускаться в отдельной закладке. Это означает, что, например, при просмотре потокового видео можно будет продолжать работать на странице, с которой оно было загружено. Кроме того, в Chrome встроен движок для загрузки интерактивного кода JavaScript под названием JavaScript V8, который позволит запускать веб-приложения следующего поколения.
В Chrome можно включать особый режим безопасности Incognito, в этом случае никакая информации об активности пользователя в сети не будет сохраняться на компьютере. New York Times пишет, что это может ударить по рекламному бизнесу как Google, так и Microsoft, и Yahoo, поскольку анализ сетевой активности пользователя позволяет показывать ему более релевантную рекламу. С другой стороны, аналитики сомневаются, что большое количество пользователей воспользуется Incognito, так как сохранение истории посещений облегчает навигацию.
Проект Google нацелен против Microsoft, которая разрабатывает браузер Internet Explorer, установленный на 73% компьютеров в мире. Сейчас компании конкурируют на рынках поиска, интернет-рекламы, а также отчасти на рынке ПО: Google разрабатывает собственный офисный пакет онлайн-программ Google Gears.
Противостояние двух компаний наглядно продемонстрировала ситуация вокругYahoo, когда Google предложил помощь Yahoo против «враждебного» предложения Microsoft о покупке.
Менеджер Microsoft по Internet Explorer Дин Хакамович отмечает, что конкуренция на рынке браузеров крайне высока, он уверен, что пользователи выберут Internet Explorer 8, релиз окончательной версии которого намечен на конец 2008 года. IE 8 в отличие от предшественников лучше поддерживает общепринятый код написания веб-страниц и более дружествен пользователю.
Впрочем, пока что IE теряет свою долю в пользу Mozilla Firefox — еще одного браузера с открытым кодом. Эта тенденция усилилась после релиза третьей версии Firefox в июне этого года. Следует отметить, что, хотя Mozilla Foundation является независимой компанией, деньги на разработку Firefox дает Google. Причем недавно компании договорились о продления финансирования до 2011 года.
Исполнительный директор Mozilla Джон Лилли заявил, что сотрудничество между его компанией и Google продолжится. Он отметил, что в Google работают «умные люди», а Chrome оптимизирован под задачи, которые действительно важны. Вместе с тем Лилли сказал, что Mozilla «продолжит продвигать открытые стандарты в интернете и будет дальше развивать разрабатываемый сообществом программистов браузер Firefox».
Аналитик Лиги независимых экспертов Linex Василий Буров считает, что и у Chrome, и у Firefox есть шанс обойти Explorer, хотя в случае с Chrome вначале нужно посмотреть на его работу:
«На рынке всегда выигрывает второй игрок, который учитывает ошибки первого».
Действительно, когда интернет был просто способом получения информации, Microsoft с успехом учла ошибки первого массового браузера Netscape. В итоге IE стал монополистом, а Netscape был вытеснен с рынка. Firefox и тем более Chrome разрабатывались в новых условиях, когда сеть стала не просто источником данных, но и «миром жизни людей», так что разработчики этого браузера могли анализировать просчеты IE; Chrome может быть целиком построен на движке Firefox и содержит только новый интерфейс, рассказал «Газете.Ru» аналитик. Буров. В этом случае становится ясно, почему Google продолжает финансировать Mozilla:
«Популярность Chrome будет зависеть от того, насколько качественно в него интегрированы дополнительные сервисы Google, а также принадлежащей поисковому гиганту YouTube».
Аналитик AC&M Consulting Александр Шатиков рассказал «Газете.Ru», что прежде, чем оценивать Chrome, «его должны обкатать пользователи, после этого станет ясно, насколько он удобен и функционален». Владислав Кочетков из ИК «Финам» считает, что
при условии качественной работы браузера Chrome сможет отобрать у IE 25–30% рынка.
«Google раскрученный бренд, которому доверяют. Размещая рекламу на своем поисковом портале, компания сможет убедить пользователя установить хотя бы пробную версию», — рассказал эксперт. В пример он приводит удачную рекламную кампанию Firefox, проведенную «Яндексом». В июне этого года сразу после релиза Firefox 3 российский поисковик разместил на своей главной странице строку с предложением скачать последнюю версию данного браузера.