Исландия собирается пополнить свои нефтяные запасы за счет ресурсов Арктического шельфа. С января 2009 г. страна планирует начать выдачу ста лицензий на разработку нефтяных месторождений шельфа. Первоначально лицензии будут выдаваться на 16 лет, а в дальнейшем – на 30 лет.
«Исландия имеет право выдавать лицензии на Арктический шельф в пределах своей 200-мильной экономической границы.
Если будут выдаваться лицензии на освоение месторождений за пределами этой границы, тогда это решение может быть оспорено»,
— пояснил «Газете.Ru» аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Капиталъ» Виталий Крюков. О каких участках идет речь, пока неизвестно. Молчат и другие страны — претенденты на богатства Арктики: Россия, США, Канада, Дания, Швеция и Норвегия.
Кампания по разделу арктического шельфа развернулась прошлым летом, когда российская экспедиция «Арктика-2007» провела исследование проб грунта и глубоководной флоры, чтобы доказать принадлежность хребта Ломоносова к Сибирской континентальной платформе. Сразу после россиян арктическую экспедицию в этот район отправила Дания. Основной задачей датских специалистов был поиск доказательств, что хребты арктического шельфа являются прямым продолжением шельфа Гренландии.
Премьер-министр Канады Стивен Харпер, в свою очередь, заявил, что для подтверждения своих претензий на арктических территориях будут построены сразу два военных объекта: глубоководный порт в Арктике и военная база на канадском крайнем севере.
В связи с этим эксперты считают, что действия Исландии вполне объяснимы.
«Арктический шельф с его запасами является весьма лакомым куском для любой страны, и Исландия, несмотря на то, что она не является ведущим игроком на мировой политической и экономической аренах, также пытается заявить свои права на участок шельфа.
Это делается для того, чтобы затем можно было начать возмущаться нарушением своих прав и начинать торговлю с более крупными государствами в расчете получить хоть что-то,
— полагает эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. — Пока нельзя сказать, что уже сложилось четкое разделение на лагеря, за исключением устойчивого альянса США — Канада. Однако многие мировые эксперты прогнозируют возможность вооруженных столкновений между странами-претендентами на Арктику и даже не исключают, что именно арктические запасы углеводородов могут послужить поводом для Третьей мировой войны».
Юристы не столь пессимистичны в своих прогнозах.
«Сложно сказать, как отреагирует мировое сообщество на такую инициативу Исландии, особенно учитывая тот факт, что судьба арктического шельфа будет решена лишь в следующем году. Не исключено, что на Исландию может быть оказано дипломатическое давление, другие страны могут сократить сотрудничество с ней. Однако эффективность таких санкций весьма низка», — полагает специалист по международной практике юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Бортников.
По мнению юриста, страны, недовольные действиями Исландии, могут обратиться в Международный суд в Гааге, однако Исландия должна признать юрисдикцию гаагского суда в этом вопросе. Также могут быть оспорены сами лицензии как выданные незаконно, причем оспорены в судах самой Исландии. Но тут велика вероятность, что исландские суды могут встать на сторону государства. И, наконец, существует возможность оспаривания конкретных действий исландских компаний, но это уже будет происходить в судах той страны, которую податель иска считает законным правообладателем данного участка шельфа. Но, по мнению юриста,
«Исландия не начнет выдавать лицензии без хорошо подготовленной веской аргументации».
Что касается российских претензий на шельф, то решение ООН по его разделу должно быть принято в 2009 году. Шесть лет назад РФ уже подавала соответствующую заявку в комиссию ООН, однако тогда эксперты сочли притязания необоснованными. Эксперты не исключают, что и в этот раз положительного ответа не будет, а принятие окончательного решения может затянуться на долгие годы, так как решение в пользу любой страны-претендента будет воспринято как ангажированность и пристрастность.
Осложняет этот нелегкий процесс и тот факт, что у России, в отличие от других стран-претендентов, например, Норвегии, нет технологий и опыта глубоководного бурения. А только таким образом можно доказать принадлежность шельфа к хребту Ломоносова.