Задержки вылетов у альянса AirUnion продолжаются, финансовые проблемы уже привели к тому, что аэропорты просто отказываются работать с авиакомпаниями альянса. Уже со среды, 27 августа, аэропорт Омска прекращает обслуживать самолеты «Красноярских авиалиний» и «Омскавиа». В официальном сообщении говорится, что решение принято на основании размера дебиторской задолженности авиакомпаний. К подобному решению пришло и руководство екатеринбургского аэропорта Кольцово — он прекращает обслуживание «Красноярских авиалиний» с 15 сентября. Задолженность компании за наземное обслуживание на 20 августа 2008 года достигла 5,95 млн рублей, и основной долг связан с неоплатой топлива, которым заправлялись самолеты альянса. «В случае если авиакомпания не погасит долг в ближайшее время, юристы аэропорта Кольцово обратятся в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании долга в судебном порядке», — отмечается в сообщении аэропорта. Ранее Кольцово направило в суд иск о взыскании долгов с другого члена AirUnion, — компании «Домодедовские авиалинии» (судебное заседание назначено на 2 сентября).
На отказ поставщиков снабжать самолеты AirUnion керосином отреагировало государство. Премьер-министр Владимир Путин поручил выделить топливо для полетов из госрезерва.
«В соответствии с поручениями топливо будет выделяться под гарантии госкорпорации «Ростехнологии» на условиях последующей компенсации»,
— цитирует «Прайм-ТАСС» пресс-секретаря главы правительства Дмитрия Пескова. На период с 26 августа по 14 сентября будет выделено 24 тысячи тонн авиатоплива. Официально «Ростехнологии» еще не получили 51% акций AirUnion, но обязательства по возмещению государственного топливного кредита уже сейчас лягут на корпорацию.
«Правительство не заинтересовано в ухудшении финансового состояния AirUnion, в банкротстве компаний», — подчеркнул во вторник на брифинге во Владикавказе министр транспорта Игорь Левитин.
В отличие от компании, никакой помощи и компенсации пассажирам, пострадавшим от ее действий, государство не обещает.
Разве что дарит слабую надежду, что они когда-нибудь смогут улететь из аэропортов, где сидят сутками. При этом граждане не только не обеспечены едой и проживанием в гостиницах, но и лишены возможности сдать билеты.
Согласно распоряжению Транспортной клиринговой палаты (ТКП) вернуть деньги за билеты в авиакассах невозможно. Директор департамента общественных коммуникаций AirUnion Ольга Трапезникова поделилась в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru», что компания просто не ожидала таких действий от своего постоянного партнера. ТКП является основным агентом альянса, продающим около 90% билетов.
Это прямое нарушение прав потребителей: согласно правилам перевозок кассы обязаны возвращать деньги за сданные билеты.
Но оказывается, соглашение между авиаперевозчиком и ТКП предусматривает обратное. «Договорная база между альянсом и ТКП регламентирует поступать так, как палата считает нужным в сложившейся ситуации», — констатирует представитель AirUnion. Понять действия продавцов авиабилетов вполне можно, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. С учетом финансового положения альянса шансов получить потом возмещение у перевозчика почти нет. А нести серьезный финансовый урон, закрывать свое дело никто не хочет, объясняет Янин.
Специалисты дают несколько рекомендаций, как следует вести себя пассажирам, получившим отказ в возвращении денег за билеты. «В первую очередь необходимо написать претензию на имя нарушителя прав (в данном случае — Клиринговой палаты), — говорит начальник юридического отдела Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Павел Морозов, — потребовать объяснений, на основании каких норм федерального законодательства они действуют». Установленные законом сроки принятия мер по такой претензии составляют 10 дней, если в этот период вопрос не был решен, пассажир может обратиться в суд.
Янин предлагает другой способ. По его словам,
для оспаривания в суде будет достаточно потребовать в авиакассе письменного подтверждения отказа.
Однако, даже в таком случае Транспортная клиринговая палата может избежать ответственности, а ответчиком по иску выступит авиакомпания, чей билет не удалось вернуть. «На основании п.6 Федеральных авиационных правил в случае передачи перевозчиком обязанностей или их части по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром является перевозчик», — отмечает юрист юридической фирмы Tua Gratia Алена Макарова.
Прежде чем судиться, можно попытаться вернуть деньги без привлечения судебных инстанций — напрямую у перевозчика. В авиаальянсе «Газету.Ru» заверили, что не отказываются от своих обязательств по отношению к пассажирам. Для возврата денег там предлагают написать заявление на имя коммерческого директора AirUnion Александра Королева. Заявление следует отправить по факсу (495) 733-92-94. Впрочем, по признанию Ольги Трапезниковой, процесс возврата будет достаточно длительным.