Сейчас у испанской компании Zara 3900 магазинов в 70 странах мира. Бывший мировой лидер розничной торговли одеждой, американская сеть Gap опустилась на второе место: у нее около 3150 магазинов. На третьем месте – шведская сеть Hennes & Mauritz (H&M), сообщает британская The Guardian. У H&M сейчас более полутора тысяч магазинов.
Inditex — материнская компания Zara, смогла увеличить за первый квартал объем своих продаж на 9% до 2,218 млрд евро. Кроме Zara, Inditex принадлежат такие одежные бренды, как Massimo Brutti, Bershka и Stradivarius. Росту продаж, в частности, помогло укрепление евро, что, с другой стороны, стало негативным фактором для американской Gap: ее выручка упала на 10%, и продажи за первый квартал составили $2,169 млрд. Снижение потребительских трат в США также плохо сказалось на отчетности Gap.
Таким образом, испанской сети впервые удалось обойти своего американского конкурента. Впрочем, компания Gap переживает сейчас не лучшие времена:
руководство европейского подразделения GAP заявило о том, что в ближайшее время полностью или частично будет приостановлена деятельность и закрыта большая часть бутиков и фабрик в Европе.
Руководство компании объяснило это решение тем, что марка не смогла стать достаточно популярной среди европейцев. Как заявляли некоторые критики, «одежда Gap оказалась слишком американской для европейцев».
Третий мировой лидер по продаже одежды, шведская сеть Hennes & Mauritz (H&M) еще три года назад была на первом месте по величине и объемам продаж. Однако, по данным рейтинга агентства Interbrand, она до сих пор является самым дорогим европейским брендом, обходя по этому показателю и испанскую Zara, и британскую сеть Marks&Spencer. Стоимость шведского бренда H&M составила 10,366 млрд евро, сообщала FT. Причем показатели ее ближайшего конкурента, ритейлера Carrefour значительно ниже – 6,6 млрд евро.
Вероятно, именно острая конкуренция заставляет мировых лидеров в розничной торговле одеждой практически одновременно пытаться выйти на растущий российский рынок одежды в среднем ценовом сегменте. Объем российского рынка одежды в 2007 году составил $40 млрд, а на долю Москвы приходится около трети всего оборота, уточнил аналитик «Финам Менеджмента» Максим Клягин. «С определенной долей уверенности можно прогнозировать, что как минимум в перспективе 3-5 лет розничный рынок одежды ждет стабильный рост. Что касается демократичного сегмента, то это, безусловно, одно из самых динамичных направлений, которое развивается более высокими темпами (около 25-30%), несколько опережая аналогичные показатели рынка в целом», – говорит аналитик. По оценкам «Финама», на долю среднеценового сегмента приходится около 30-40% российского рынка (т. е. его объем составляет около $12-16 млрд), а объем демократичного сегмента в Москве составляет примерно $4-5 млрд.
Сейчас в России уже работает большинство известных международных сетей, позиционирующих себя в демократическом сегменте, таких как TopShop, Zara, Mexx, Benetton Group, «Стокманн». «Ипотечный кризис в США, а также общая нестабильная ситуация на финансовых рынках, спровоцировавшая заметное снижение потребительской активности в западных странах, может способствовать активизации выхода других крупных зарубежных компаний на российский рынок», – предполагает эксперт «Финам Менеджмента», отмечая, что времени на завоевание здесь серьезных позиций с каждым годом остается все меньше. При этом российские операторы Sela, «Твое», «Вещь!», Gloria Jeans & Gee Jay и другие динамично развиваются. Пока, по данным «РБК Исследования рынка» на начало 2008 года самым популярным брендом одежды в России является Mexx, затем – Savage, Sela, Columbia, Naf Naf, «Твое» и Gloria Jeans & Gee Jay.
Поэтому в конце марта этого года о решении выйти в Россию объявила шведская H&M: как ожидается, ее первый магазин откроется весной 2009 года в одном из московских ТЦ «Мега». А через два месяца аналогичное решение приняла американская сеть Gap – первые ее магазины должны открыться уже этим летом, а Banana Republic – летом 2009 года (компании принадлежат бренды Gap, Banana Republic, Old Navy и Piperlime). Другой американский конкурент Gap, компания Bebe к концу этого года тоже хочет открыть первый магазин в России в петербургском ТЦ «Сити Молл», что еще больше обострит конкуренцию на рынке.
У Zara уже есть 22 магазина в России, но, учитывая высокий рост прибыли, руководство компании планирует продолжать экспансию на рынке. По итогам 2007 года рост компании в России был самым высоким и составил 65%. «Сейчас мы окончательно решили для себя, что будем активно проводить экспансию на международные рынки. Только это может спасти компанию от стагнации», – заявлял управляющий директор Inditex Пабло Исла Wall Street Journal. В итоге, компания вывела на российский рынок свой седьмой по счету бренд после Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Stradivarius и Oysho – товары для дома Zara Home.
«Для зарубежных компаний выход на российский рынок сейчас – это хорошее решение», – говорит аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая. «Они рассчитывают на среднеценовой сегмент, в котором сейчас довольно много брендов, но спрос по-прежнему не удовлетворен. К тому же часть населения в России по-прежнему покупает одежду в местах неорганизованной торговли, – говорит аналитик. – Поэтому им придется бороться за покупателя не только с Mexx и Mango, но и пытаться переманить потребителя, покупающего одежду на рынке». «С точки зрения стратегии новые игроки вполне могут на первом этапе прибегнуть к сотрудничеству с российскими партнерами, например, в форме развития по франчайзингу, – прогнозирует Максим Клягин из «Финам Менеджмента». – Такой подход вполне оправдан: розничный сетевой бизнес у нас остается весьма специфическим, и на него распространяется целый ряд рисков, как рыночных (например, риск невостребованности объекта в данной локации в результате ошибочных расчетов) и финансовых, так и юридических и административных». Поэтому, несмотря на планы зарубежных компаний, у российских игроков остаются шансы на успешное развитие и конкуренцию. «Часто именно российские игроки в таких вопросах оказываются более компетентными», – резюмирует эксперт.