Сейчас на крупнейшее в России и третье по величине в мире медное Удоканское месторождение, которое власти пытаются продать с 1992 года, претендуют три финансово-промышленные группы: «Базовый элемент» Олега Дерипаски, альянс «Металлоинвеста» Алишера Усманова, госкорпорация «Ростехнологии», консорциум железнодорожной госмонополии РЖД, государственного Банка развития (ВЭБ) и Уральской горно-металлургической компании – второго производителя меди в России. «Норникель» долгое время считался одним из фаворитов предстоящего конкурса, но на прошлой неделе совет директоров компании решил, что его самостоятельное участие в конкурсе не целесообразно. Вместе с тем никелевая компания дала понять, что может вступить в альянс с победителем.
«Онэксим» Михаила Прохорова также изъявлял желание поучаствовать в конкурсе, но потом отказался, объяснив свой шаг конфликтом интересов с «Норникелем». Конкурс на право освоения Удокана состоится 17 сентября. Запасы Удокана оцениваются примерно в 19 млн т меди, на месторождении можно добывать 187 тыс. тонн руды в год. Одним из основных рынков сбыта добываемой на Удокане руды может стать Китай, считает аналитик «Антанта Пиоглобал» Александр Чуриков.
Удокан входит в список стратегических месторождений, и аналитики говорили, что немаловажную роль на конкурсе сыграет степень политического веса участников.
Основная борьба может развернуться между госкорпорацией «Ростехнологии» с ее главой Сергеем Чемезовым и госмонополией РЖД, которой руководит Владимир Якунин.
Идея пригласить «Норникель» вполне логична, ведь компания обладает достаточным опытом в разработке такого рода месторождений. Кроме того, «Норникель» единственный из всех участников обладает наиболее полными данными о текущем состоянии месторождения и его потенциале, а также уже работает в регионе. В прошлом году «Норникель» совместно с ФГУП «Гипроцветмет» вел переоценку запасов месторождения. «Только «Норникель» обладает технологиями для разработки данного месторождения, поэтому любой из победителей конкурса, скорее всего, так или иначе обратился бы к нему за помощью», — подтверждает Чуриков. «Альянс «Ростехнологий» и «Металлоинвеста» в случае присоединения к ним еще и «Норникеля» кажется непобедимым: на его стороне прочная государственная поддержка, значительные финансовые ресурсы и возможность привлечения кредитов», — согласен с коллегой аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов, считающий, что на этом фоне альянс РЖД, УГМК и ВЭБа выглядит значительно слабее. Впрочем, к помощи РЖД прибегнуть, скорее всего, так или иначе придется: для успешной эксплуатации Удокана необходима серьезная транспортная инфраструктура, считает Парфенов.
Билетом «Норникеля» в СП с «Ростехнологиями» и «Металлоинвестом» должны стать лицензии компании на месторождения в Забайкальском крае, где находится Удокан. «Норникель» работает в Забайкалье на условиях государственно-частного партнерства и сейчас ведет геологоразведочные работы на месторождениях Быстринское и Бугдаинское. Если Удокан достанется «Ростехнологиям», то СП с «Норникелем» также примет форму государственно-частного партнерства, говорит Чуриков. По консервативной оценке, инвестиции в проект могут составить около $2 млрд.
Однако помешать договориться «Норникелю» с «Ростехнологиями» может конфликт акционеров никелевой компании: также участвующий в конкурсе Олег Дерипаска владеет блокпакетом в «Норникеле» и может впоследствии помешать сделке.