Состояние компаний альянса AiRUnion глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов характеризует как безрадостное. «Мы пока не завершили аудит. Это не только финансовый, это общий аудит состояния компаний. Честно говоря, картина безрадостная», — поделился Чемезов. В числе основных проблем значительные задолженности AiRUnion и устаревший воздушный флот.
«Ростехнологии» официально еще не получили в свое распоряжение 51% акций AiRUnion, но уже ясно, что проблемы альянса придется решать госкорпорации. Финансовый аудит выявил совокупную кредиторскую задолженность компании, превышающую $1 млрд, а также ежедневные дополнительные убытки. На прошлой неделе в аэропорту «Емельяново» отказались заправлять самолеты входящей в альянс KrasAir из-за задолженностей по топливу, «Русская нефтяная группа» подала в суд на «Домодедовские авиалинии» по той же причине. Судебные иски предъявил и торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП).
Лишь благодаря заступничеству и гарантиям со стороны «Ростехнологий», иски были отозваны и самолеты продолжили летать.
У компаний AiRUnion проблемы есть и с самолетами. «Мягко говоря, флот нужно менять почти полностью — на 80%», — отметил Чемезов. Для выявления всех проблем в AiRUnion направлены финансист и представитель отрасли. «Мы позитивно оцениваем стремление будущего акционера («Ростехнологии») заняться повышением эффективности бизнеса авиакомпаний альянса AiRUnion», — говорит аналитик ИК «Финам» Владимир Сергеевский. Однако, по мнению аналитика, значительное удорожание авиационного топлива в сочетании с высокой степенью монополизации заправочных комплексов в аэропортах снижает возможности авиакомпаний по эффективному контролю расходов.
Проблемы альянса свидетельствуют о непростом положении всей отрасли. Ожидалось, что AiRUnion поможет сформировать здоровую рыночную среду и станет третьим после «Аэрофлота» и «Сибири» по внутрироссийским перевозкам. «Формируется авиакомпания, сравнимая по объемам перевозок с «Аэрофлотом», для создания конкурентной среды в сфере авиаперевозок», — поясняли «Газете.Ru» в Минэкономразвития после подписания указа о создании объединенной авиакомпании AiRUnion весной 2007 года.
В ближайшей и среднесрочной перспективе подобные планы точно не смогут быть воплощены.
«AiRUnion следует думать сейчас не о завоевании рыночной доли, а о сохранении компании», — считает аналитик «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно. По его мнению, амбициозные планы сейчас вторичны, в первую очередь необходимо разработать внятную стратегию развития компании. В частности, определиться, будут ли при обновлении флота использоваться самолеты отечественного производства или по примеру «Сибири» AiRUnion будет обновляться исключительно за счет зарубежных машин.