В четверг борьба за ГМК «Норильский никель» обострилась до предела — до нынешнего момента ее участники все же не обменивались столь резкими обвинениями и не взывали к государству с требованием наказать обидчика.
Первым на отчаянный шаг решился Олег Дерипаска.
Он неожиданно заявил, что на совете директоров компании 8 августа контролируемый им «Русал» (владелец 25% бумаг ГМК) будет голосовать против кандидатуры Владимира Стржалковского — близкого Владимиру Путину бывшего сотрудника органов госбезопасности, возглавлявшего до недавнего времени Федеральное агентство по туризму. Эта кандидатура была внесена в качестве «компромиссной» другим акционером ГМК – «Интерросом» Владимира Потанина и, как считается, одобрена Кремлем.
Такой демарш Дерипаски говорит о том, что его принципиально не устраивает та роль, которую его заставляют играть другие акционеры ГМК. «Стржалковский, скорее всего, в любом случае будет избран генеральным директором компании: для этого ему требуется набрать простое большинство голосов», — говорит эксперт Банка Москвы Дмитрий Скворцов. Поэтому голосование «Русала» можно считать скорее демонстративным протестом против Потанина, который имеет сейчас очень прочные позиции в «Норникеле».
Заявление Дерипаски поначалу заставило экспертов и игроков рынка поверить, что Потанин в ближайшее время все же получит контроль в компании, купив акции у своего бывшего партнера Михаила Прохорова. «Газета.Ru» уже писала, что группа «Онэксим» Прохорова неожиданно объявила о консолидации 16,66% бумаг ГМК для продажи Потанину за $6,5 млрд и 35,2% «Полюс Золото» по его же безотзывной оферте.
Пока никто не может сказать, откуда у Прохорова, только весной продавшего блок-пакет в «Норникеле» «Русалу», оказалось еще почти 17% акций.
Впрочем, никто не смог пока доказать, что они у него вообще есть.
По одной из версий, Прохоров занялся продажей бумаг «Русала». Однако источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, утверждает, что акции, консолидированные Прохоровым, алюминиевой компании точно не принадлежат. Аналитики считают, что часть бумаг бизнесмен мог докупить на рынке в период падения котировок акций, а часть – получить у миноритариев «Норникеля» на условиях выкупа в случае завершения сделки с Потаниным.
Однако появившееся поздно вечером в четверг заявление Потанина снова принципиально изменило ситуацию.
Для начала Потанин обвинил Прохорова, что в апреле--мае 2008 года он не выполнил обязательства по заключению ряда сделок с акциями «Норильского никеля» и «Полюса». Поэтому Потанин заявил, что его «Интеррос» никаких новых сделок с Прохоровым «не готовит и не совершает». Такие действия бывшего партнера Потанин объяснил желанием «манипулировать акциями» компаний. Поэтому «Интеррос» решил инициировать запрос в регулирующие органы, чтобы получить официальную оценку действий Прохорова как члена совета директоров «Норильского никеля».
При этом от Потанина досталось и Дерипаске. «Рассматриваем высказывания «Русала» о «Норильском никеле» и «Интерросе» как недопустимые для акционера публичной компании, – говорится в заявлении «Интерроса». – «Русал», так и не подписав Соглашение о конфиденциальности, которое ему несколько месяцев назад направил «Норильский никель», избрал тактику публичной дискредитации компании».
По мнению Потанина, подобные действия ведут к снижению капитализации «Норильского никеля» и наносят ущерб его акционерам.
Действительно, «Русал» еще днем пытался добиться разъяснения ситуации с офертой Потанина, решив привлечь к разбирательству ФСФР. По мнению алюминщиков, Потанин уже владеет больше 30% в «Норникеле» и должен, согласно российскому законодательству, предъявить обязательную оферту акционерам. Напомним, что такая оферта может стоить ему около $30 млрд, которые ему придется занимать.
Многие эксперты отказываются комментировать ситуацию, ожидая получения более объективной информации. Судя по всему, все эти заявления свидетельствуют, что между бизнесменами началась активная информационная война. Например, старший юрист корпоративной практики компании «Вегас-Лекс» Александр Чернышев считает, что заявление Дерипаски – это попытка давления алюминиевой компании на Потанина в рамках продолжающегося конфликта. А источник «Газеты.Ru» в «Интерросе» и вовсе посоветовал «Русалу» принять меры, чтобы «найти взаимопонимание со своими собственными акционерами». В данном случае имеется в виду главный возмутитель спокойствия — Прохоров, который стал владельцем 14% акций «Русала» в рамках сделки по продаже блок-пакета в «Норникеле». Однако пока именно он выглядит почти победителем – конфликт Потанина и Дерипаски разрешить будет очень трудно, а Прохоров может получить в результате контроль над компанией «Полюс Золото». Вполне возможно, он, перед тем как начинать такую сложную и опасную игру, заручился поддержкой кого-нибудь из влиятельных чиновников.
При этом конфликт Потанина и Дерипаски будет лишь нарастать. Скорее всего, в ближайшее время бизнесмены начнут подавать друг на друга в суд. «Возможно, что отказ Потанина от безотзывной оферты будет чреват новыми судебными разбирательствами между двумя бизнесменами», — считает Чернышев.
Судя по всему, стороны уже начали готовиться к противостоянию. Например, в четверг появилась информация, что часть пакетов «Интерроса» в «Полюсе» и «Норникеле» «технически» перешла на офшорные компании.