Британская нефтяная компания British Petroleum (ВР) отзывает 60 своих технических специалистов, прикомандированных к российско-британской ТНК-ВР. Это уже вторая партия отозванных сотрудников, и теперь уже
все 148 британцев, ранее работавших в России, продолжат работу в филиалах ВР в других странах.
ВР сообщает, что решение об отзыве продиктовано экономическими интересами: квалифицированных специалистов не хватает по всему миру, и у British Petroleum есть много предприятий, где требуются кадры, — в частности, в Азербайджане, на Ближнем Востоке и в Мексиканском заливе. Тем не менее, по словам исполнительного вице-президента ВР Ламара Маккея, компания отзывает сотрудников неохотно. «Эти технические специалисты за последние пять лет внесли огромный вклад в работу ТНК-ВР и помогли превратить ее в одну из наиболее успешных нефтяных компаний России, — отметил Маккей. — С момента создания компании в августе 2003 года добыча нефти росла в среднем на 5,8% в год. Компания выплатила около $70 млрд в виде налогов и сборов, а также $20 млрд дивидендов своим акционерам».
Отзыв британских специалистов начался еще в марте текущего года, когда у иностранных сотрудников возникли проблемы с миграционной службой из-за неправильного оформления въездных документов. Впрочем, тогда отзыва как такового не произошло, и вопрос с миграционными властями был улажен. Однако вслед за этим был подан иск компании «Тетлис» (миноритарий ТНК-ВР), в котором миноритарные акционеры высказывали недовольство неравными условиями труда российских и британских работников холдинга. ЗАО «Тетлис» решило оспорить договор между ТНК-BP и British Petroleum, по которому менеджеры британской нефтяной компании могли работать в российской и получать там вознаграждение. По мнению миноритария, его интересы были ущемлены из-за слишком высоких вознаграждений иностранным менеджерам:
ежегодные выплаты лишь на одного сотрудника достигают $685 тыс., что при наличии около 150 британских работников каждый год выливается в более чем ощутимую сумму.
При этом миноритарий заявил, что в нынешнем своем состоянии ТНК-ВР «излишне бюрократична, неэффективна и не использует весь свой потенциал в интересах акционеров». В результате «Тетлису» удалось добиться от суда запрета на работу сотрудников BP в ТНК-BP в качестве обеспечительных мер по делу.
Итогом этого стало то, что 88 британцев были отозваны из России, а оставшиеся 60 человек ожидали решения дела по иску ЗАО «Тетлис». Обеспечительные меры в виде запрета на работу Томским судом были сняты, однако ВР предпочла все же отозвать своих специалистов. «Судебное разбирательство в суде продолжается, но идет очень медленно, — говорится в сообщении British Petroleum. — Поэтому складывается впечатление, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать, что будет положен конец этим и другим попыткам воспрепятствовать работе специалистов».
Эксперты по этому поводу выражаются более определенно. «ВР решила убрать один из серьезных раздражающих факторов в корпоративном конфликте, который продолжается между акционерами ТНК-ВР, — объясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Из-за этих сотрудников в любой момент могли возникнуть проблемы как с российскими властями, так и внутри самого холдинга».
Теперь, по словам экспертов, теоретически возможно, что российские акционеры смогут усилить свой контроль в подразделениях ТНК-ВР. «Раньше подразделение возглавляли один российский и один британский менеджер, — рассказывает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. — Сейчас у российской стороны появляется возможность поставить на место британцев своих людей. Однако я не думаю, что до этого дойдет дело на практике». Разуваев отметил, что, хотя отзыв британских специалистов и является негативом для ТНК-ВР, на общих результатах холдинга это фактически не скажется.
Однако компании придется срочно перестраивать свою работу. «Британские специалисты играли на самом деле более заметную роль в компании, чем некоторые топ-менеджеры из ТНК-ВР, — считает эксперт финансовой корпорации «Открытие» Наталия Мильчакова. — Благодаря им компания приобретала новые технологии и оборудование, и в том, что ТНК-ВР пока стабильно занимает третье место по объемам добычи нефти в России, эти сотрудники играли не последнюю роль. Но, по-видимому, операционные задачи пришли в противоречие с задачами финансовыми, прикомандированные сотрудники стали слишком дорого обходиться компании». По мнению эксперта, ВР этим решением сделала шаг назад после успешного наступления на дивидендную политику, произошедшего на последнем заседании совета директоров. Напомним, что
британская компания на последнем совете директоров заблокировала выплату дивидендов на сумму $1,8 млрд.
«И это уже говорит о том, что стороны готовы уступать друг другу, — считает Мильчакова. — Но только ВР уступает, потому что ей становится все труднее и труднее держать оборону от креативных решений «очень творческих людей», как сказал Дадли о некоторых российских акционерах».
Напомним, что конфликт между акционерами ТНК-ВР разгорелся из-за разных точек зрения собственников на дальнейшее развитие компании. Российские бизнесмены хотят направлять инвестиции за пределы России, в то время как ВР этого не позволяет, интересы британской компании сосредоточены именно на территории нашей страны. Аналитики объясняют это тем, что ВР заинтересована в российских запасах углеводородов, которые она может включить в свой баланс, повысив тем самым капитализацию. В то время как AAR, по мнению экспертов, стремится максимально вкладывать в зарубежные проекты, так как это снижает возможные внутрироссийские риски.
Российские акционеры уже неоднократно требовали отставки главы ТНК-ВР Роберта Дадли, который, по их мнению, и тормозит развитие компании, блокируя предложения российской стороны. Эти требования не прошли, поскольку в совете директоров «ТНК-ВР Менеджмента» (управляющая структура ТНК-ВР) на двух российских представителей приходятся три британских. В настоящее время конфликт так и не разрешен, однако эксперты уверены, что все закончится в ближайшем будущем: контрольный пакет ТНК-ВР приобретет «Газпром» или «Роснефть». После этого в компании будет назначен новый менеджмент, и конфликт будет исчерпан.