Государственная инспекция труда Москвы возбудила дела об административном правонарушении, совершенном ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» и ее председателем Робертом Дадли на основании части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Дадли инкриминируется нарушение законодательства о труде и об охране труда.
«По итогам внеплановой проверки выявлены ряд нарушений законодательства об охране труда, которые можно отнести к существенным. В частности, оформление документов при приеме на работу, сроки выплаты заработной платы и так далее», — сообщили в инспекции, добавив, что представителям компании акт предписания о выявленных нарушениях и необходимости их устранения уже вручены, а также направлен соответствующий документ на имя главы ТНК-ВР. Напомним, что 11 июня Дадли был вызван в Пресненскую межрайонную прокуратуру, сотрудников которой также интересовал вопрос соблюдения трудового законодательства.
Причины такого пристального внимания к организации труда в ТНК-ВР вызваны корпоративным конфликтом в компании, который начался из-за разногласий акционеров еще в конце мая. Российские собственники холдинга были недовольны стратегией развития компании, и сочли, что мешает этому развитию именно Роберт Дадли. По мнению российского акционера компании — консорциума AAR, Дадли проводил политику, защищающую интересы лишь британской части акционеров. По словам экспертов, это связано с тем, что российские собственники ТНК-ВР ориентируются на развитие бизнеса компании за пределами России, в то время как British Petroleum, напротив, стремится работать в нашей стране, так как весьма заинтересована в российских запасах углеводородов.
Стороны уже давно обмениваются резкими высказываниями, но недавно противостояние обострилось до предела.
Дело дошло уже до подачи исков друг на друга по самым разным поводам.
Причем формальными инициаторами этих исков могут быть и структуры, не имеющие прямого отношения к российско-британскому холдингу. Например, дело о нарушении трудового законодательства инициировали российские профсоюзы, обеспокоенные положением российских сотрудников холдинга. По их мнению, в компании нередки случаи дискриминации россиян – в частности, их зарплата ниже, чем у британских коллег.
На официальный запрос о положении дел ТНК-BP Федерация независимых профсоюзов России получила резкий отказ.
В результате представители профсоюзов обвинили Роберта Дадли в хамстве.
Юристы считают, что британец может понести в данном случае наказание вплоть до дисквалификации. Однако доказать его вину будет трудно. Если речь действительно идет о дискриминации российских сотрудников ТНК-ВР, каждый из таких фактов должен быть подтвержден соответствующими доказательствами, что традиционно вызывает определенные сложности. «За трудовые нарушения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, однако в данном случае об уголовной ответственности вряд ли может идти речь, — объясняет старший юрист Арбитражной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Илья Ищук. — В случае, если вина Дадли будет доказана, ему грозит штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. С организации могут быть взысканы от 30 до 50 тыс. руб. В крайнем случае инспекция может выписать административное приостановление деятельности компании на 90 суток».
Однако главная опасность для Дадли, по словам юриста, заключается в том, что, во-первых, дело осложнено пристальным вниманием общественности, а во-вторых, в случае его повторного привлечения к административной ответственности за подобное правонарушение его может ждать дисквалификация, то есть фактический запрет занимать руководящие должности в российских компаниях на срок до трех лет.
Такой результат мог бы помочь российским акционерам нефтяной компании добиться отставки Дадли со своего поста. Правда, пока об этом говорить рано. По словам представителя «ТНК-ВР Менеджмент» Марины Драчевой, компания будет оспаривать решение государственной инспекции труда.
Что касается Дадли, то его дело будет рассматриваться 23 июня.
Чем же закончится весь конфликт акционеров, сейчас сказать тем более сложно. «Газета.Ru» уже неоднократно писала, что, скорее всего, один из пакетов акций — вероятно, российский — перейдет под контроль одной из государственных бизнес-структур.