До последнего времени аналитики полагали, что в ближайшее время контрольный пакет ТНК-ВР, раздираемой акционерным конфликтом, будет приобретен «Газпромом», причем наиболее вероятным вариантом развития событий считался следующий: монополия полностью выкупает долю российских акционеров и приобретает 1% акций у ВР.
Однако, по последним слухам, ситуация может кардинально измениться. «На российском фондовом рынке появилась информация об обмене казначейских акций «Роснефти» на британскую долю ТНК-ВР, — рассказал «Газете.Ru» начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. – Речь идет о 9,44% акций «Роснефти», которые госкомпания вернула себе на аукционах по распродаже имущества ЮКОСА. Получив этот пакет, ВР сможет делегировать своего представителя в совет директоров «Роснефти».
По словам эксперта, такая сделка, если она, конечно, состоится, невыгодна для британцев.
«По текущему курсу казначейский пакет «Роснефти» стоит порядка $12 млрд, в то время как британская доля ТНК-ВР – около $17,7 млрд, — подсчитывает эксперт. – И это еще не учитывая такие активы как «РУСИА Петролеум» (владеет лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение), и Лисичанский НПЗ». По словам Разуваева, какие аргументы могут заставить ВР пойти на такой обмен, сейчас сказать сложно.
Впрочем, уже сейчас очевидно, какое давление со стороны властей и российских акционеров оказывается на британцев. «Газета.Ru» писала, как Роберта Дадли вызывали в прокуратуру по делу о нарушении трудового законодательства и он давал показания по делу о неуплате налогов. Не стоит забывать также недавние обыски в офисе ТНК-ВР и претензии миграционной службы, которые вынудили ВР отозвать почти полторы сотни британских сотрудников из-за недочетов в оформлении документов. Не исключено, что власти будут давить на ВР, как в свое время давили на иностранных участников проекта «Сахалин-2», и в итоге заставят продать свою долю в совместном предприятии.
Однако официально эту новость в компаниях не комментируют. Более того, British Petroleum пока не отказывается от борьбы и даже перешла в активное наступление. В ответ на требование российских акционеров сместить с должности главу российско-британского холдинга, ставленника ВР Роберта Дадли, BP хочет наделить его правом увольнять топ-менеджеров без одобрения совета директоров.
По словам официального представителя российских акционеров Стэна Половеца, консорциум AAR получил от ВР официальное письмо с этим требованием, а также с требованием уволить трех российских топ-менеджеров «ТНК-ВР Менеджмент» (управляющая структура ТНК-ВР): исполнительного директора Германа Хана, исполнительного вице-президента по безопасности Бориса Кондрашова и исполнительного вице-президента по правовому обеспечению Игоря Майданника. Вопрос о Майданнике и Кондрашове уже поднимался: Дадли направлял предложение с требованием созвать внеочередное заседание совета директоров ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» главе совета директоров этой компании, одному из акционеров ТНК-ВР Виктору Вексельбергу. Одним из пунктов повестки дня должен был стать как раз вопрос об увольнении Майданника и Кондрашова.
Вексельберг на это ответил, что это находится не в компетенции «ТНК-ВР Менеджмента», но в компетенции материнской компании ТНК-ВР. Как сообщает агентство «Интерфакс», ссылаясь на информированный источник,
у ВР есть все юридические возможности, чтобы уволить неугодных руководителей, однако это идет вразрез с соглашением акционеров ТНК-ВР.
Требование о предоставлении Дадли полномочий увольнять топ-менеджеров по собственному разумению эксперты считают ответным ударом British Petroleum. Аналитики предсказывали, что реакция ВР будет довольно жесткой, так как не в интересах британской компании идти на поводу у российских акционеров, согласившись на их требования, ВР фактически признает их правоту в том, что Роберт Дадли тормозит развитие совместного предприятия. «Начинается новый этап борьбы, — комментирует заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — BP хочет уволить менеджеров, лояльных российским акционерам, как ответ на действие российских властей в отношении британских менеджеров — возвращение их на родину из-за проблем с миграционным законодательством».
Но иностранцам, по словам Макаркина, сложнее использовать российское законодательство, в том числе трудовое, нежели россиянам. «Думаю, что для российской стороны было бы правильнее настаивать на созыве собрания акционеров, где они могли бы инициировать избрание нового совета директоров, в котором интересы сторон были бы представлены одинаковым количеством членов», – считает политолог.
В настоящий момент силы не равны: против пяти представителей британской стороны в состав совета директоров входят лишь четыре представителя российских акционеров. Однако ситуация может принципиально измениться, если слухи о вхождении в ТНК-ВР «Роснефти» окажутся правдой, — с госкомпанией нынешним российским акционерам бороться будет гораздо сложней.