Компания «Владпиво» — крупнейший российский пивовар в Приморском крае, на его мощностях разливается около 1 млн гектолитров пива в год, и его покупка ускорит рост SABMiller в этом регионе, надеются в компании: доля дальневосточного региона на российском пивном рынке составляет около 7,6%, и ожидается, что он будет расти опережающими темпами с 2007-го по 2013 год.
«Приобретение «Владпива» соответствует реальным возможностям нашей компании и позволит увеличить присутствие наших брендов в России, предоставив нам более развитую логистическую структуру и связь с потребителями в привлекательном регионе», — считает управляющий директор SABMiller RUS Джеймс Вильсон. Российские эксперты соглашаются с Вильсоном: «Для SABMiller как крупной западной компании выгоднее приобрести в России завод, нежели везти свою продукцию из-за рубежа», — говорит аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая.
«Это приобретение заметно упростит логистику SABMiller и поможет повысить эффективность бизнеса компании в весьма перспективных Сибирском и Дальневосточном федеральных округах»,
— добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
SABMiller не раскрывает сумму сделки, приводя лишь общую оценку приобретенных активов – 69 млн долларов. Реальная сумма сделки выше, считают эксперты. «Если учитывать, что «Владпиво» является крупнейшим предприятием в регионе, сумма сделки могла составить около $150 млн», — предполагает Клягин. Яроцкая называет более скромную сумму: она вряд ли превышает 80 млн долларов, так как это не очень известный завод, хотя и хорошая производственная площадка для Приморья и близких к нему регионов.
«Владпиво» стало третьей производственной мощностью холдинга SABMiller в России кроме основного пивоваренного завода в Калуге и строящегося завода в Ульяновске, который будет завершен к 2009 году. До этого 97% «Владпива» принадлежали «А1 Групп», структуре консорциума «Альфа-групп», которая, в свою очередь, выкупила предприятие у компаний «Вимм-Билль-Данн» и Sun Interbrew в середине 2005 года. Инвестор стабилизировал финансовую ситуацию, перезапустил производство и реструктурировал бизнес с помощью займа в €7,5 млн для долгосрочного развития у Международной финансовой корпорации (IFC).
Это вторая крупная покупка SABMiller за последнее время: в начале мая холдинг приобрел 99,84% акций украинской пивоваренной компании «Сармат». Договорившись же о покупке владивостокского пивовара, SABMiller фактически купил один из последних региональных активов, не поглощенных крупными компаниями. «Эта покупка характеризует тренд на рынке пива.
Российский пивной рынок по уровню консолидации уже приближается к западному. Осталось очень мало нераскупленных заводов, и за них ведется острая конкуренция»,
— отмечает Яроцкая.
Стратегию на усиление позиций в последнее время демонстрируют большинство крупных участников рынка. «К 2009 году «Томскпиво» планирует инвестировать в модернизацию до €20 млн, в мае этого года «Балтика» ввела в эксплуатацию первую линию завода в Новосибирске (это будет уже второй актив в регионе, сейчас функционирует завод компании в Хабаровске), а «Сибирская пивоварня Хайнекен» до конца 2008 года собирается инвестировать около 550 млн рублей в новосибирский завод «Собол бир», — напоминает Клягин.
Скорее всего, SABMiller и «Владпиво» сосредоточатся на развитии локальных брендов и увеличении объемов производства. «Это была бы хорошая тактика, кроме того, в Приморье не очень быстро растут доходы у населения, даже по сравнению с Красноярском», — напоминает Яроцкая.