Во вторник наконец состоялся аукцион по продаже недвижимости Министерства обороны. Несмотря на то что на торги были выставлены объекты в престижном районе Подмосковья, в начале апреля желающих их приобрести не нашлось.
Аукцион проводило Минобороны вместе с Российским фондом федерального имущества (РФФИ). Участок на Рублевке по итогам аукциона достался ООО «Бона проджект», которое предложило за него 2,606 млрд рублей (примерно $90 тыс. за 1 сотку), сообщила пресс-служба РФФИ. По данным СМИ, в аукционе также участвовало ЗАО «Краус М». Второй лот достался ООО «Мастер Винерс» за 1,145 млрд рублей (примерно $160 тыс. за 1 сотку). В базе данных СПАРК информации о компаниях, победивших в аукционах, нет. Судя по всему, эти компании были созданы непосредственно перед аукционом. Вполне возможно, что за ними стоят крупные структуры, владельцев которых пришлось «попросить» выкупить эти участки. Причина такой спешки, судя по всему, заключается в том, что в аукционе было заинтересовано высшее руководство Минобороны: провести сделки любой ценой было необходимо из политических соображений, поскольку министр обороны Анатолий Сердюков неоднократно обещал распродать ненужное военное имущество. Причем он хотел это сделать по адекватной цене.
Видимо, именно достаточно высокая цена была причиной отмены первого аукциона. «Цена за проданный участок на Рублевском шоссе достаточно рыночная», — отмечает директор по развитию компании «Жилторг» Иван Гурьев.
Правда, другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным, предположил, что цена участка хоть и напоминает рыночную, реально могла достигать $200 тыс. за сотку.
Действительно, этот аукцион был очень важен для руководства военного ведомства. Минобороны собирается в ближайшее время продать с аукционов еще от 20 до 50 неиспользуемых объектов недвижимости, сообщил представитель министерства, председатель аукционной комиссии по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества Андрей Сидоров, передает РИА «Новости». При этом в министерстве понимают, с какими проблемами столкнулись. По словам Сидорова, небольшое количество участников аукционов связано с общей неопределенностью в связи с переходом ряда функций РФФИ к Минобороны РФ и реорганизацией самого РФФИ. Однако, по данным временно исполняющего обязанности начальника Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Ильшата Байчурина,
«изначально было 20 заявителей, однако не все бизнесмены собрали требуемую сумму залога или просто не успели ее внести, поэтому в каждом аукционе было по два участника».
В целом в Минобороны подчеркивают, что на аукционы выставляются только неиспользуемые и пустующие объекты недвижимости, которые по заключению военных экспертов ни сейчас, ни в будущем не понадобятся военному ведомству. А таковой недвижимости на балансе ведомств и министерств может быть очень много. «Сколько всего у Минобороны земли, оценить сложно, но можно точно сказать: собственности там очень много. Существует большое число военных городков, оставшихся еще от огромной Советской армии. Сейчас Российская армия намного меньше — отсюда пустующие военные городки и другая собственность», — говорит Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий.
Однако найти покупателей на все это богатство будет трудно. Неофициально девелоперы говорят, что не рвутся покупать землю в престижном районе, поскольку не очень верят в «окончательность» такой продажи: многие опасаются, что военные могут в будущем передумать. К тому же, чтобы начать застраивать эту землю, нужно будет вложить в нее большие суммы, которые сейчас оценить трудно.
Специалисты также говорят, что после сноса находящихся на этих участках складов военно-воздушных сил могут вскрыться и экологические проблемы — никто не знает, что там в реальности раньше хранилось.
Видимо, поэтому аукцион по продаже этих участков, который планировался еще 8 апреля, не состоялся из-за недостаточного количества участников. Многие девелоперы знали об аукционе, но решили посмотреть, чем он закончится.
Вполне возможно, на задержку торгов повлияла и большая политика. «Еще одним фактором, почему этот аукцион не был проведен в апреле, была неясная ситуация с составом правительства», — предполагает Алексей Макаркин. «Это явный успех нынешнего министра обороны Анатолия Сердюкова — для него проведение аукционов было принципиальным вопросом. После его назначения на пост министра обороны он получил подтверждение тому, что у него есть поддержка президента и премьера. Деньги, вырученные с аукциона, можно будет направить на решение различных задач Минобороны», — рассуждает эксперт.
Этот аукцион в очередной раз показывает, что инициативы штатского министра обороны по оптимизации управления в ведомстве вызывают большое противодействие. Дошло даже до проявлений недовольства среди высших военных чинов.
Поэтому Сердюкову и дальше придется прибегать к помощи президента и премьера.
В частности, помочь Министерству обороны избавиться от лишней недвижимости может инициатива президента Дмитрия Медведева по малоэтажному строительству. «Одним из первых действий нового президента стал указ о создании фонда, в который войдут все неэффективно используемые государственные объекты недвижимости», — напоминает Макаркин. Поэтому, вполне возможно, далее такие объекты будут продаваться не через аукцион, а напрямую поступать в этот фонд. «Если аукционы могли создавать конфликтную ситуацию между министром Сердюковым и военачальниками, то создание госфонда конфликта не вызовет», — добавляет эксперт.