Глава РЖД Владимир Якунин на выставке «Транспорт России – 2008», проходящей сейчас в Сочи, подтвердил намерение участвовать в приватизации немецких железных дорог Deutsche Bahn (DB). Якунин выразил надежду на поддержку со стороны российского государства в ходе покупки пакета DB. Правда, тут же на совместном брифинге с председателем правления Deutsche Bahn Хартмутом Медорном выступил и вице-премьер Александр Жуков, призвавший не торопиться с подобными заявлениями: «Пока говорить об этом преждевременно. Но считаю, что государство должно поддерживать любые выгодные инвестиции».
Аналитики придерживаются мнения, что участие в приватизации иностранной государственной организации такого уровня – это серьезный шаг, и вице-премьер действительно не хочет торопить события. «Высказывание Александра Жукова означает не отказ от покупки пакета DB, а, скорее, нежелание преждевременно раскрывать все карты», — считает гендиректор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян, присутствовавший на брифинге в Сочи.
Окончательное решение будет принято на основании условий приватизации и стоимости акций немецких железных дорог. Первичное размещение акций DB предварительно запланировано на осень текущего года, в ходе IPO будет продано до 24,9% бизнеса, включающего пассажирские и грузовые перевозки, а также материально-техническую базу. Станции и железнодорожные пути останутся в ведении государства.
По прогнозам немецких аналитиков, полученная сумма составит от 4 до 6 млрд евро.
«Опасения российского правительства связаны, большей частью, с финансовыми аспектами планируемой покупки», — уверен руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Действительно, напоминает аналитик, дефицит инвестиционных ресурсов у российских железнодорожников уже вынудил правительство ввести в железнодорожный тариф инвестиционную составляющую и запланировать значительную долю инвестиций со стороны частных инвесторов, не входящих в РЖД.
Несмотря на то, что коалиционный комитет согласился на частичную приватизацию DB только в апреле 2008 года, глава РЖД заявлял о планах российского участия еще прошлым летом.
«Конечно мы, как любой нормальный человек, хотим купить себе немного Deutsche Bahn», — цитирует «Рейтер» источник в РЖД.
Эксперты считают, что, в свете интеграции транспортных систем и дальнейшего расширения транзитного коридора между Азией и Европой, покупка акций железнодорожной компании с ежегодным оборотом около 30 млрд евро вполне обоснована. «Покупка акций DB приведет к росту интеграции с немецкими железнодорожниками и формированию сквозных транспортных услуг с более стабильной экономической и сервисной политикой», — прогнозирует Владимир Савчук.
Deutsche Bahn, по его словам, получит конкурентные преимущества перед автомобильным транспортом и внутренним водным транспортом при перевозке контейнеров с азиатскими грузами.
Однако планам российской компании может воспротивиться немецкая сторона. В прошлом году правительство Германии заявляло о намерении ограничить доступ к стратегическим отраслям для госкомпаний и инвестфондов из России, Китая и арабских нефтедобывающих стран.
Впрочем, пока сотрудничество между железнодорожниками обеих стран продолжает развиваться, в частности, в 2007 году РЖД и DB создали совместное предприятие в области логистики и перевозок между Западной Европой и СНГ. «Наиболее целесообразным был бы обмен между правительствами обеих стран пакетами акций стратегических предприятий», — говорит Агван Микаелян. Он уточняет, что речь не идет о контрольных или блокирующих пакетах. Такой обмен будет содействовать сближению стандартов, унификации тарифного и правового регулирования, так как при наличии совместной собственности решение таких задач значительно облегчается.